«

»

Авг 27

Методическое письмо для общеобразовательных организаций Республики Крым о преподавании предметов «Изобразительное искусство», «Музыка», «Искусство», «Мировая художественная культура» в 2016/2017 учебном году

1. Нормативно-правовое обеспечение преподавания предмета (законодательные и нормативно-правовые документы федерального и регионального уровня).

Федеральные документы
1.1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 23.07.2013).
1.2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373».
1.3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897».
1.4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.07.2015 №734 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 №1015».
1.5. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 (в ред. приказа от 23.06.2015 №609) «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
1.6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями).
1.7. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2015 №09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ».
1.8. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 №761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».
1.9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 25.12.2013 г. № 1394 (ред. от 03.12.2015 г.) «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2014 г. № 31206)
1.10. Примерная основная образовательная программа начального общего образования от 8 апреля 2015 г. № 1/15) http://fgosreestr.ru/.
1.11. Примерная основная образовательная программа основного общего образования от 8 апреля 2015 г. № 1/15 ) http://fgosreestr.ru/.
1.12. «Программа развития системы российского музыкального образования на период с 2015 по 2020 годы».
Региональные документы:
1.13. Закон Республики Крым от 06.07.2015 №131-ЗРК/2015 «Об образовании в Республике Крым».
1.14. Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 18.12.2015 №1340 «Об утверждении перечня обязательной деловой документации общеобразовательных учреждений».
1.15. Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 11.06.2015 №555 «Об утверждении Методических рекомендаций по формированию учебных планов общеобразовательных организаций Республики Крым на 2015/2016 учебный год».
1.16. Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым «Об учебных планах общеобразовательных организаций Республики Крым на 2016/2017 учебный год».
1.17. Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 04.12.2014 №01-14/2013 «О направлении методических рекомендаций по ведению классных журналов учащихся 1-11(12) классов общеобразовательных организаций».
1.18. Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 04.12.2014 №01-14/2014 «Об организации внеурочной деятельности».

2. Деловая документация учителя-предметника.
В перечень необходимых документов входят:
– рабочая программа по предмету;
– календарно-тематический план;
– поурочный план или технологическая карта урока;
– классный журнал.
Разрабатывая рабочую программу по предмету, учитель должен руководствоваться локальным актом ОУ, Методическими рекомендациями по разработке рабочих программ учебных предметов, курсов, модулей в общеобразовательных учреждениях, утв. Приказом Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 11.06.2015 №555.
По решению общеобразовательной организации календарно-тематическое планирование может являться разделом рабочей программы или утверждаться как отдельный документ.
Рекомендуем следующую схему КТП: № урока, дата его проведения (по плану, фактически), тема, художественное название и эпиграф урока (если учитель разрабатывает уроки, используя Метод художественно-педагогической драматургии), произведения, интегрирующие учебный процесс, художественные техники и материалы (для уроков изобразительного искусства), обязательные виды работ (теоретические сведения, материал для восприятия, практическая художественно-творческая деятельность).
По всем предметам художественно-эстетического цикла при составлении календарно-тематического плана рекомендуется определить уроки, на которых проводятся контрольные срезы знаний и умений по основным видам практической деятельности учащихся. Рабочая программа обсуждается на заседании предметного методического объединения, согласовывается с заместителем директора по учебной работе и утверждается директором до начала учебного года.
Учитывая специфику предметов искусства рекомендуется след. схема КТП:
Музыка
№ п/п Дата Тема урока
(художественное название, эпиграф, тип урока) контроль Содержательные линии урока Элементы интеграции Характеристика деятельности об-ся (УУД)
по плану фактически Слушание музыки
(материал для восприятия и интерпретации) Художественно-практическая деятельность
(пение, игра на ДМИ, пластическое интонирование, драматизация, музыкально-ритмические движения письменные задания) Основные термины, понятия
(теория)

Изобразительное искусство
№ п/п Дата Тема урока
(художественное название, эпиграф, тип урока) контроль Содержательные линии урока Элементы интеграции Материалы и инструменты Характеристика деятельности
об-ся (УУД)
по плану фактически Основные термины,
понятия
(теория) Художественно-практическая деятельность
(рисунок, живопись, ДПИ, скульптура, письменные задания, игровая деятельность, театрализация и т.д.) Произведения для восприятия и анализа
Мировая художественная культура
№ п/п Дата Тема урока
(художественное название, эпиграф, тип урока) контроль Содержательные линии урока Элементы интеграции
по плану фактически Основные термины,
понятия
(теория) Художественно-практическая деятельность
(материал для выполнения практической работы) Произведения для восприятия и анализа

На основании КТП учитель составляет план урока, в котором указывается тема раздела, тема урока, его художественное название, эпиграф (если учитель использует технологию построения урока в методе художественно-педагогической драматургии), тип и жанр (форма проведения) урока, продумываются задачи обучения, воспитания и развития (7-11 классы), планируемые результаты (1-6 классы). Обучающие задачи учитель определяет по каждому виду практической деятельности учащихся, воспитательные – исходя из темы (художественного названия урока), главного содержания урока, развивающие задачи – в зависимости от психологических особенностей школьников того или иного класса.
Учёт работы по предмету и оценивание уровня достижений учащихся отражается в
классном журнале.
3. Порядок заполнения предметных страниц классного журнала.
Классный журнал относится к обязательной деловой документации образовательного учреждения. Отражает этапы и результаты фактического усвоения учебных программ обучающимися в соответствии с утвержденным учебным планом.
Учитель при осуществлении образовательной деятельности, проверяя и оценивая знания учащихся, выставляет отметки, отмечает посещаемость школьников, записывает тему, изучавшуюся на уроке и задание на дом.
Обращаем Ваше внимание, что домашние задания по предметам искусства не являются обязательными на каждом уроке, носят творческий характер. Задания, предлагаемые учащимся в рамках школьных учебных предметов «Музыка», «Изобразительное искусство, «Искусство», «Мировая художественная культура» требуют создания оптимальных условий для реализации креативных способностей учащихся, проявляющихся в полихудожественной деятельности, а также играющих важную роль в формирования интереса учащихся к предмету и самостоятельной творческой деятельности.
Учитывая специфику предметов искусства, контрольно-оценочная деятельность осуществляется по обязательным видам работ учащихся на уроке: изучение теоретического материала; художественно-практическая деятельность; анализ-интерпретация художественных произведений.
Количество обязательных отметок за полугодие – 6 (2 – за знание теоретического материала, 2 – за качество выполненных практических работ, 2 – за анализ-интерпретацию художественного произведения).
Не следует путать оценивание качества работы на разных этапах ее выполнения с отметкой в виде цифры в журнале и дневнике обучающегося только за то, что он проявил интерес и начал выполнять работу. Отметка должна подтверждать творческий рост учащихся, уровень полученных ими знаний, качество сформированных умений.
Успеваемость обучающихся отражается в классном журнале и фиксируется в дневнике школьника.
Образец заполнения классного журнала (левая страница журнала)
Наименование предмета_______________________________________________________
Название предметов пишется со строчной (маленькой) буквы. Дата проведения урока указывается арабскими цифрами (09.12).
Название предметов:
1-7 классы – Изобразительное искусство; Музыка.
8-9 классы – Искусство. Музыка; Искусство. Изобразительное искусство; Искусство (Музыка и ИЗО).
При ведении по 0,5 часа «Музыка» и «ИЗО» в журнале записывать «Искусство. Музыка» и «Искусство. ИЗО» и разработать две рабочих программы по данным предметам.
№ п/п МЕСЯЦ Сентябрь Октябрь
ЧИСЛО
Список обучающихся 05 12 19 26 03 10 17 24 1 четв.
1. Иванов Андрей н 4 5 4 4
Примечание: текущие отметки и отметки по обязательным видам оценивания выставляются под датами проведения уроков.
При выставлении итоговой оценки учитель должен руководствоваться показателями успеваемости обучающегося на конец семестра и года, а не ориентироваться на средний арифметический балл. Усредненный балл по предметам искусства не может быть объективным показателем творческих успехов учащихся и не является стимулирующим фактором, побуждающим к дальнейшему росту.
Образец заполнения классного журнала
на примере предмета Музыка в 6-м классе (правая страница журнала)
Фамилия, имя, отчество учителя___________________________________________________
Ф.И.О. учителя пишется полностью
Число,
месяц Что пройдено на уроке Домашнее задание
05.09 Раздел 1: Мир образов вокальной и инструментальной музыки (17 час.). Тема 1.Удивительный мир музыкальных образов.
12.09 Тема 2. Мир чарующих звуков. Песня-романс. Подготовка проекта «Мир музыкальных образов в творчестве отечественных композиторов»
19.09 Тема 3. Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи.
26.09 Тема 4. Уноси мое сердце в звенящую даль…
03.10 Тема 5. Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов.
10.10 Тема 6. Музыкальный образ и мастерство исполнителя.
Оперный гений русского театра. Исполнение выученных песен: «Россия» Д. Тухманова; «Песня о земной красоте» Я. Дубравина
17.10 Тема 7. Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения
24.10 Тема 8. Старинной песни мир. Песни Франца Шуберта

Обращаем ваше внимание, что вышеизложенная информация носит рекомендательный характер. Руководством к действию является локальный акт общеобразовательного учреждения.

4. Особенности преподавания предметов в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования и с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.
Поэтапный переход на стандарты второго поколения предполагает несколько изменённый взгляд на преподавание предметов области «Искусство» в системе общего образования в рамках базисного плана, который ещё в большей мере предусматривает реализацию принципа вариативности и даёт возможность образовательным учреждениям разного типа выстроить траекторию развития художественно-эстетического образования в соответствии с типом школы, концепцией её развития. Такой план создаёт условия для мотивированного выбора педагогическим коллективом и профилизации образовательного учреждения. В своей основе базисный план не претерпевает изменений. Таким образом, следует отметить, что место предметов образовательной области «Искусство» остаётся неизменным. Практика подтверждает наиболее эффективное сочетание в области «Искусство» предметов «Музыка», «Изобразительное искусство», «Мировая художественная культура», которые позволяют реализовать принцип непрерывности художественно-эстетического образования. Эта система позволяет выстроить обучение поэтапно от приобщения к отдельным видам искусства к формированию целостной художественной картины мира, от навыков практического освоения языков искусств, к формированию ценностных ориентиров учащихся, к решению задач нравственно-эстетического воспитания и социализации личности средствами искусства.
Предметы искусства обладают мощным арттерапевтическим эффектом и способствуют гармонизации личности учащихся, что отвечает задачам современного образования и реализации принципов здоровьесберегающего обучения.
Изучение предметов области «Искусство» позволяет каждому учащемуся почувствовать себя успешным в образовательном процессе, и способствует повышению мотивации познавательной деятельности в целом. Этот эффект возрастает при освоении МХК как предмета, объединяющего возможности воздействия разных видов искусства на разные психологические типы личности учащихся. Здоровьесберегающий и воспитательный потенциал этого предмета до сих пор не до конца оценен.
В соответствии с приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» федеральным компонентом федерального базисного учебного плана определено количество учебных часов на изучение учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования, в том числе на изучение учебных предметов федерального компонента «Искусство (Музыка и ИЗО)» 1-9 классы, «МХК» 10-11 классы.
В ФБУП 2004 года количество часов на изучение учебных предметов «Изобразительное искусство», «Музыка», «Искусство» (Музыка и ИЗО), «Мировая художественная культура» отводится следующее количество часов:
– 7 классы – 2 часа в неделю на предметы «Музыка» (1ч.), «ИЗО» (1ч.);
– 8-9 классы – 1 час в неделю на предмет «Искусство» (ИЗО, Музыка);
– 10-11 классы – по 1 часу в неделю на предмет «Мировая художественная культура»;
– 10-11 классы – по 3 часа в неделю «Мировая художественная культура» для
профильных классов;
– 10-11 классы – до 6 часов в неделю (профильные дисциплины искусства) для
художественно-эстетического профиля;
– в 5-7 классах изучение предмета «Мировая художественная культура» может быть
реализовано за счет часов школьного компонента на факультативных занятиях;
– в качестве пропедевтического курса изучение предмета «МХК» в 9 классе возможно в
рамках компонента образовательного учреждения.

Обращаем ваше внимание на необходимость включения национально-регионального компонента (НРК) при разработке календарно-тематического планирования по предметам искусства. Изучение культуры родного края, приобщение обучающихся к культурному наследию региона придает образованию значимые черты. Региональный компонент по искусству на уроке может быть многоаспектным, например, интегрированные уроки по материалам музыкальной и художественной культуры (как профессиональной, так и любительской), фольклора, бытующем в конкретном районе. Тематическое содержание программ по искусству не исключает встречи с музыкантами, композиторами, исполнителями, ведущими мастерами и художниками, другими творческими людьми вашего города (района). Возможно посещение с обучающимися учреждений культуры (театров, музеев, выставок, музыкальных школ и т.д.).
Освоение НРК основано на ведущих формах общения обучающихся с искусством: восприятие музыки, художественных произведений, пение, пластическое интонирование, анализ и создание образа. Активизации деятельности обучающихся на уроке будут способствовать познавательно-творческие задания (графическое моделирование образа, цветовое выражение музыкальных тем, письменные работы) для восприятия музыки, развивающие у ребят способности чувствовать, сопереживать, размышлять через постижение музыкального и художественного образа.
Введение НРК в содержание и учебно-тематический план программы предметной области «Искусство» позволит пополнить знания, умения и навыки обучающихся дополнительной информацией, новыми художественными впечатлениями, возможностью творческого самовыражения, будет способствовать реализации воспитательных целей, формированию нравственного сознания школьников.

При составлении образовательной программы ОУ предлагается два варианта освоения предметной области «Искусство» в основной школе и старших классах.
Вариант 1
Изобразительное искусство – 1 час в неделю с 5 по 7 класс.
Музыка – 1 час в неделю с 5 по 7 класс.
Искусство – 1 час в неделю в 8 классе, 1 час – в 9 классе.
МХК – 1 час в неделю в 10 классе, 1 – в 11 классе (в универсальных классах и классах
филологического профиля).
С учетом того, что с 2014 года ОУ Республики Крым были обеспечены по музыке и ИЗО учебниками издательства «Просвещение» и учителями предметной области «Искусство» были разработаны рабочие программы в соответствии с УМК данной линии, логическим продолжением изучения предметов музыка и ИЗО в 8-9 классах может стать интегрированный курс «Искусство» авторов Сергеевой Г.П., Кашековой И.Э., Критской Е.Д. В отдельных ОУ данный курс уже изучался в 8-м классе и необходимо завершить его изучение в 9-м классе.
Интегрированный курс «Искусство» можно вести при условии наличия УМК и рабочей программы по предмету, разработанной на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. №1089, и примерных программ по музыке и ИЗО федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования (приложение к письму Минобрнауки России от 7 июля 2005 г. № 03-1263).
Обращаем внимание, что интегрированный курс «Искусство» предполагает реализацию практической части программы через изобразительные и музыкальные виды деятельности. На усмотрение ОУ данный курс может вести один учитель (учитель музыки или изобразительного искусства) или два учителя. В этом случае рабочая программа и календарно-тематическое планирование разрабатывается совместно учителем музыки и учителем изобразительного искусства.
В таблице представлен учебно-методический комплект по предмету «Искусство» в 8-9 классах рекомендуемый Министерством образования и науки РФ:
Рабочие программы 8-9 классы «Искусство. 8-9 классы» – Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская. (Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 1-7 классы. Искусство. 8-9 классы. – М.: Просвещение, 2007. 2010г. – 128 с. – стр. 60
Учебник 8-9 класс Сергеева Г.П., Кашекова И.Э., Критская Е.Д. Искусство: Учебник для общеобразовательных учреждений: 8-9 классы. – М.: Просвещение, 2010. – 122 с.
http://www.prosv.ru
Пособие для учителя Г.П., Кашекова И.Э., Критская Е.Д. Уроки искусства: 8-9 классы: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010. – 160 с.
Фонохрестоматия Искусство: Фонохрестоматия музыкального материала к учебнику: Аудиокурс: MP3.
При выборе данного варианта освоения предметной области «Искусство» в основной школе предмет «Музыка» ведется по Программам общеобразовательных учреждений. Музыка. 1-7 классы. Искусство. 8-9 классы.-М.: Просвещение, 2007. 2010г. авт. Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская., предмет «Изобразительное искусство» – по программе и УМК «Изобразительное искусство» под редакцией Б. М. Неменского.
В линию УМК «Музыка» для 5-7 классов входят: рабочие программы, учебники, творческие тетради, хрестоматии музыкального материала для учителя, фонохрестоматии, методическое пособие для учителя.
Отличительными особенностями комплексов являются наличие полного комплекта пособий на бумажных и электронных носителях, обеспечивающих преемственность музыкального образования учащихся, структурирование содержания по концентрическому принципу, т.е. неоднократное обращение к одним и тем же произведениям, но на новом, более высоком уровне, изучение музыки во взаимосвязи с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, театр, кино) с целью активизации слухового опыта учащихся, накопления ими музыкальных впечатлений, формирующих чувство стиля, изучение произведений религиозной традиции, а также произведений современных авторов. Линия УМК входит в системы «Перспектива» и «Школа России».
УМК по изобразительному искусству включает:
Рабочие программы
5 – 8 классы Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. 5 – 8 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева, А. С. Питерских].– 4-е изд. – М.: Просвещение, 2015. – 176 с.
Учебник 5 класс
(электронное приложение) Горяева Н. А., Островская О. В. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс. / Под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2012. – 192 с.: ил.
Рабочая тетрадь
5 класс Горяева Н. А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. 5 класс. / Под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2012. – 40 с.: ил.
Поурочные разработки
5 класс Горяева Н. А. Уроки изобразительного искусства. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Поурочные разработки. 5 класс. / Под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2012. – 144 с.
Учебник 6 класс
(электронное приложение) Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс. / Под ред. Б. М. Неменского. -М.: Просвещение, 2012. – 175 с.
Рабочая тетрадь
6 класс Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. 6 класс. / Под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2015. – 56 с.: ил.
Поурочные разработки
6 класс Неменская Л. А., Полякова И. Б., Мухина Т. А., Горбачевская Т. С. Уроки изобразительного искусства. Искусство в жизни человека Поурочные разработки. 6 класс. / Под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2012. – 159 с.
Учебник 7 класс Питерских А. С., Гуров Г. Е. Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7 класс / Под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2013 – 142 с.
Рабочая тетрадь
7 класс Питерских А. С. И др. Твоя мастерская. 7 класс. / Под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2014. – 56 с.: ил.
Поурочные разработки
7 класс
Гуров Г. Е. Питерских А. С. Уроки изобразительного искусства. Дизайн и архитектура в жизни человека. Поурочные разработки 7 класс / Под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2013 – 142 с.: ил.
Учебник 8 класс Питерских, А. С. Изобразительное искусство: Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении [Текст]: 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / А. С. Питерских; под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2013. – 176 с.: ил
Поурочные разработки
8 класс Голицына, В. Б. Уроки изобразительного искусства. Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении. Поурочные разработки. 8 класс / В. Б. Голицына, А. С. Питерских; под ред. Б. М. Неменского.
– М.: Просвещение, 2013 – 142 с.: ил.
Следует обратить внимание на то, что предмет в соответствии с данным УМК изучается по 8-й класс включительно, а предлагаемый первый вариант освоения области искусства предполагает завершение изучения предмета ИЗО в 7 классе. В связи с этим необходимо знать, что реализация темы «Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении» осуществляется в рамках интегрированного курса «Искусство» в 8-9 классах.
Учитывая специфику работы отдельных школ, кадровое обеспечение учебного процесса вместо отдельных предметов «Музыка» и ИЗО в 5-9 классах рационально ввести предмет «Искусство» авт. Даниловой Г.И. (УМК издательства «ДРОФА»).

Вариант 2
Изобразительное искусство – 1 час в неделю с 5 по 7 класс;
Музыка – 1 час в неделю с 5 по 7 класс;
Искусство. Музыка – по 0,5 часа в 8-м и 9-м классах.
Искусство. Изобразительное искусство – по 0,5 часа в 8-м и 9-м классах.
МХК – 1 час в неделю в 10 классе, 1 – в 11 классе (в универсальных классах и классах
филологического профиля).
Образовательное учреждение может выбрать данный вариант освоения предметной области «Искусство» при условии наличия УМК «Искусство. Изобразительное искусство» авторского коллектива С. П. Ломова, С. Е. Игнатьева, М. В. Кармазиной.
Рабочие программы
5 –9 классы Искусство. Изобразительное искусство. 5-9 классы. Рабочие программы для общеобразовательных учреждений. / С. П. Ломов, С. Е. Игнатьев, М. В. Кармазина и др. – М.: Дрофа, 2014. – 80, [3] с.
Учебники
5 класс Ломов С. П., Игнатьев С. Е., Кармазина М. В. Искусство. Изобразительное искусство. 5 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Дрофа, 2012. – 144, [4] с.: ил.Ч. 2. – М.: Дрофа, 2014. – 142, [4] с.: ил.
Рабочая тетрадь Ломов С. П., Игнатьев С. Е., Кармазина М. В. Искусство. Изобразительное искусство. 5 класс: Рабочая тетрадь – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013. – 72, [2] с.: ил.
Методическое пособие Ломов С. П., Игнатьев С. Е., Кармазина М. В. Изобразительное искусство. 5 класс. Методическое пособие – М.: Дрофа, 2013. – 272 с.
Учебники
6 класс Ломов С. П., Игнатьев С. Е., Кармазина М. В. Искусство. Изобразительное искусство. 6 кл. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Дрофа, 2013. – 156, [4] с.: ил.Ч. 2. – М.: Дрофа, 2013. – 158, [2] с.: ил.
Рабочая тетрадь Ломов С. П., Игнатьев С. Е., Кармазина М. В. Искусство. Изобразительное искусство. 6 класс: Рабочая тетрадь. – М.: Дрофа, 2014. – 71, [1] с.: ил.
Учебники
7 класс Ломов С. П., Игнатьев С. Е., Кармазина М. В. Искусство. Изобразительное искусство. 7 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Дрофа, 2014. – 143, [1] с.: ил.Ч. 2. – М.: Дрофа, 2014. – 141, [3] с.: ил.
Учебник 8 класс Ломов С. П., Игнатьев С. Е., Кармазина М. В. Искусство. Изобразительное искусство. 8 класс. – М.: Дрофа, 2014. – 127, [1] с.: ил.
Учебник 9 класс Ломов С. П., Игнатьев С. Е., Кармазина М. В. Искусство. Изобразительное искусство. 8 класс. – М.: Дрофа, 2014. – 124, [4] с.: ил.
Электронное приложение к учебникам www.drofa.ru
Следует учесть, что в основе данной программы лежит академическая школа, требующая от учителя глубоких специализированных знаний. Содержательная и тематическая линии 8-9 классов не имеют логической преемственности с программой Б.М. Неменского по которой школьники обучались с 5 по 7 класс. Ценностные ориентиры в программах разные.
По музыке линия УМК «Музыка. 5–9 классы» Т.И. Науменко, В.В. Алеева, Т.Н. Кичак
В учебно-методический комплект по музыке для каждого класса входит учебник, «Дневник музыкальных размышлений», «Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя», фонохрестоматия. Все комплекты построены в русле единой концепции музыкально–эстетического воспитания школьников.
Темы, раскрываемые в учебниках, выстроены по восходящей линии. Таким образом, учащиеся смогут адекватно воспринимать подаваемый материал по мере получения знаний и накопления личного жизненного опыта. Музыка предстает перед школьниками как многогранное искусство во взаимодействии с литературой и изобразительным искусством. Их взаимовлияние дополняет и обогащает друг друга. Музыка преподносится как искусство, которое помогает человеку выразить свою душу, свое отношение к миру, сокровенные чувства и мысли. Учебники не содержат готовых, предназначенных для заучивания формулировок, в них нет однозначных ответов, но есть побуждения к размышлению, вслушиванию, постижению.
Дневники музыкальных размышлений предлагают обобщающие задания дидактического и творческого характера. Фиксация в дневнике собственных музыкальных впечатлений – важный момент в художественно-эстетическом развитии подростков. Он предполагает осмысление проблем, которые поднимаются в учебнике, а также содержит нацеленность на формирование письменной культуры в изложении собственных музыкальных мыслей.
В нотных хрестоматиях и фонохрестоматиях собраны музыкальные произведения и их фрагменты, предназначенные для изучения на уроках музыки. Учебники рекомендованы Министерством образования и науки Российской Федерации, включены в Федеральный перечень.
№ п/п Автор учебника Название учебника Класс Издательство
1. Науменко Т.И., Алеев В.В. Искусство. Музыка 5,6,7,8,9 ДРОФА
Подробная информация об УМК по музыке (с аннотациями, записью лекций и вебинаров, информационным материалом) представлена на сайтах:
«Дрофа» : http://www.drofa.ru/drofa/kopilka.

Преподавание предметов художественно-эстетического цикла может завершаться интегративным предметом Мировая художественная культура (включающим не только освоение разных видов искусства, но и историко-философскую основу освоения художественной эпохи). Предмет направлен на завершение образования на уровне формирования целостной художественной картины мира. Возрастные особенности выпускника основной школы, связанные с началом осмысления мира и себя в этом мире, обосновывают выбор предмета МХК как наиболее отвечающего на эти возрастные запросы.
При реализации обязательной части основной образовательной программы по учебному предмету «Мировая художественная культура» в 2016/2017 учебном году рекомендуется использовать учебники, включенные в федеральный перечень учебников с 2014/2015 по 2017/2018 учебные годы, представленные в Приложении 2. Необходимо отметить, что издательство «Дрофа» в рамках УМК «Искусство. 5-11 классы. Базовый уровень» (ФГОС) под редакцией Г. И. Даниловой уже выпустило рабочую программу, методические рекомендации для 5 и 6 классов, рабочие тетради для 7-9 классов.
Подробная информация об УМК и порядке приобретения ЭФУ (электронных форм учебников) представлена на официальных сайтах издательств.
Электронная форма представляет собой электронное издание, соответствующее по структуре, содержанию и художественному оформлению печатной форме учебника, содержащее мультимедийные элементы и интерактивные ссылки, расширяющие и дополняющие содержание учебника (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.12.2014 г. № 1559). Электронная форма учебника (ЭФУ) содержит:
– педагогически обоснованное для усвоения материала учебника количество мультимедийных и
(или) интерактивных элементов (галереи изображений, аудиофрагменты, видеоролики,
презентации, анимационные ролики, интерактивные карты, тренажеры, лабораторные работы,
эксперименты и (или) иное);
– средства контроля и самоконтроля.Электронная форма учебника:
– представлена в общедоступных форматах, не имеющих лицензионных ограничений для
участника образовательной деятельности;
– может быть воспроизведена на трех или более операционных системах, не менее двух из
которых для мобильных устройств;
– должна воспроизводиться на не менее чем двух видах электронных устройств (стационарный
или персональный компьютер, в том числе с подключением к интерактивной доске,
планшетный компьютер и иное);
– функционирует на устройствах пользователей без подключения к сети «Интернет» (за
исключением внешних ссылок и «Интранет»;
– реализует возможность создания пользователем заметок, закладок и перехода к ним;
– поддерживает возможность определения номера страниц печатной версии учебника, на
которой расположено содержание текущей страницы учебника в электронной форме».
В последние годы произошло увеличение заданий ОГЭ и ЕГЭ по истории и обществознанию, требующих от обучающихся более глубоких знаний по теории и истории культуры, о культурных процессах в современном обществе. В 2016-2017 учебном году начинается реализация Историко-культурного стандарта по отечественной истории. Стандарт существенно расширяет содержание тем, посвященных культуре России различных эпох (объекты культуры, понятия, персоналии, даты), что в целом актуализирует роль учебного предмета «Мировая художественная культура» в системе общего образования и требует от учителя МХК усиления межпредметных связей с историей и поиска новых подходов к преподаванию предмета.
При изучении предмета «Мировая художественная культура» необходимо учитывать национальные, региональные и этнокультурные особенности в общеобразовательной организации. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» формулирует в качестве принципа государственной политики «воспитание взаимоуважения, гражданственности, патриотизма, ответственности личности, а также защиту и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства» (ст. 3). Технология учета таких особенностей в содержании предмета определяется реализуемой общеобразовательной организацией образовательной программой.
В целях совершенствования общего культурного образования в основной и средней школе и создания единой независимой системы оценки качества подготовки по МХК предлагается увеличение количества заданий, направленных на проверку умений систематизировать конкретные факты, устанавливать причинно-следственные, структурные и иные связи, анализировать культурные явления, использовать источники информации (иллюстративный материал, видео, аудио) для решения познавательных задач, формулировать и аргументировать собственную позицию с привлечением исторических знаний.
Общее направление совершенствования контрольно-измерительных материалов (КИМ) – усиление блока заданий, проверяющих аналитические и информационно- коммуникативные умения; создание и постепенное введение новых типов заданий с развернутым ответом с целью более точной дифференциации выпускников, планирующих продолжение образования в вузах гуманитарного профиля с различным уровнем требований к культурологической подготовке выпускников. Учителям МХК необходимо активно использовать диалогические формы учебных занятий (дискуссий, круглых столов и др.), совершенствовать технологию текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации, тематического поэтапного повторения, сочетать разные формы устной и письменной проверки.
Предмет «Мировая художественная культура» создает широкую образовательную среду для формирования у обучаемых навыков исследовательской деятельности, позволяя принимать активное участие (по выбору) в многочисленных конференциях и конкурсах исследовательских работ учащихся разного уровня.
На заседании районных (городских) методических объединений учителей МХК следует проанализировать результаты Всероссийской олимпиады школьников по МХК. К общим недостаткам участия школьников в олимпиаде по МХК нужно отнести:
– отрывочность знаний по отдельным видам искусства (графика, музыка, театр XX века,
синтетические виды искусства), художественным направлениям (модерн, конструктивизм,
советский реализм и неоклассицизм, современное искусство) и современным культурным
процессам (формы, виды и типы культуры);
– недостаточная аргументация ответов, неумение дать развернутый ответ на поставленные
вопросы и устанавливать причинно-следственные связи в культурных процессах и явлениях.
Особое внимание при подготовке к олимпиадам следует уделить их практической составляющей, в том числе творческой, связанной с самостоятельной разработкой исследовательских проектов различных видов (например, виртуальные музеи и экскурсии, экскурсионные маршруты и экскурсии к ним, описание и реконструкции культурных объектов и явлений, разработка технологических карт по декоративно-прикладному творчеству, создание видеофильмов, буклетов и проспектов и т.д.).
При подготовке участников олимпиад различного уровня, следует использовать материалы, опубликованные за последние 5 лет в журналах:
– «Искусство» (ИД «Первое сентября» – wvvw.iscusstvo.ru)
– «Мир музея» (Изд-во «Мир музея» – www.mirmus.ru)
– «Наше наследие» (Изд-во «Наше наследие» – www.nasledie-rus.ru)
– «Искусство в школе» (Изд-во «Искусство в школе» – http://art-in-school.narod.ru
В 2016 году отмечается ряд крупных юбилеев деятелей культуры, без которых нельзя представить российскую и мировую культуру:
– 175 со дня рождения русского композитора-романтика Петра Ильича Чайковского;
– 125- летие со дня рождения Сергея Сергеевича Прокофьева;
– 110-летие со дня рождения Дмитрия Дмитриевича Шостаковича;
– 90 лет со дня смерти великого русского художника-сказочника Виктора Михайловича
Васнецова;
– 160 лет со дня рождения художника-символиста Михаила Александровича Врубеля;
– 175 лет со дня рождения одного из представителей импрессионизма французского художника
и скульптора Пьера Огюста Ренуара;
– 400 лет до дня смерти английского поэта и драматурга Уильяма Шекспира;
– 105 лет со дня рождения Аркадия Райкина, выдающегося советского юмориста, режиссера и
актера театра, кино и эстрады;
– 90 лет со дня рождения Евгения Леонова;
– 120 лет со дня рождения актрисы театра и кино Фаины Раневской.
В 2016/2017 учебном году муниципальным методическим службам, городским и районным методическим объединениям учителей мировой художественной культуры рекомендуется:
– проанализировать результаты предметных олимпиад и конкурсов по художественной
культуре в 2016 г.;
– результаты государственной итоговой аттестации IX и XI классов по истории и
обществознанию, в которых были представлены задания из сферы художественной культуры,
и определить меры по улучшению качества культурологической подготовки обучающихся.
В основной школе осуществляется предпрофильное обучение и самоопределение учащихся. Мировая художественная культура как интегративный предмет дает возможность наиболее полного спектра построения вариативных элективных курсов, ориентированных на художественно-эстетический и социально-гуманитарный профили обучения.

Рекомендации о вариативности освоения предметной области «Искусство» в основной школе основывается на обеспечении возможности построения линейной модели эстетического образования. Современная концепция преподавания искусства строится, так же, как и концепция стандартов второго поколения на системно-деятельностном подходе, предполагающем креативное развитие личности и формированию ключевых компетентностей, позволяющих пользоваться ранее полученными знаниями и сформированными навыками для выполнения образовательного стандарта области знаний «Искусство».

4.1. Особенности преподавания предметов музыка и изобразительное искусство в 6 классах.
Музыка
На современном этапе особое значение приобретает сохранение исторической памяти народа. В соответствии с концепцией государственных образовательных стандартов общего образования формирование этнокультурной идентичности и толерантного сознания – одно из важнейших направлений учебно-воспитательной работы в школе. В связи с этим особое внимание в преподавании предмета «Музыка» стоит уделять темам, связанным с вопросами музыкального русского фольклора, русской народной музыки, русской и советской композиторской и исполнительской школы. Однако, в целях воспитания уважения к традициям других народов, эти вопросы стоит рассматривать не обособленно от других национальных культур. Особое внимание стоит уделять темам, связанным с современной музыкой, исполнительской школой и использованию новых современных компьютерных технологий на уроках музыки.
При реализации внеурочной деятельности и воспитательной работы по учебному «Музыка» в 2016/2017 учебном году следует уделить внимание ежегодным памятным датам:
1 октября – Международный день Музыки;
28 декабря – Международный день Кино;
27 марта – Международный день Театра;
29 апреля – Международный день Танца;
30 апреля – Международный день Джаза.
В 2016-2017 годах отмечается ряд крупных юбилеев деятелей музыкальной культуры
-125 лет со дня рождения С. С. Прокофьева;
– 110 лет со дня рождения Д. Д. Шостаковича;
– 175 лет со дня рождения композитора А. Дворжака;
– 225-летие со дня рождения композитора Дж. Россини;
– 100-летие со дня рождения великого русского пианиста Э. Г. Гилельса;
– 100-летие со дня рождения джазовых музыкантов Эллы Фицджеральд, Джона Колтрейна,
Диззи Гиллеспи;
– 150 лет с начала учреждения Московской консерватории (1866 г.) – одного из
крупнейших музыкальных вузов России и мира.
При подготовке к мероприятиям различного уровня, следует использовать материалы,
опубликованные за последние 5 лет в журналах:
– «Искусство» (ИД «Первое сентября» – www.iscusstvo.ru)
– «Мир музея» (Изд-во «Мир музея» – www.mirmus.ru)
– «Наше наследие» (Изд-во «Наше наследие» – www.nasledie-rus.ru)
– «Искусство в школе» (Изд-во «Искусство в школе» – http://art-inschool.narod.ru)
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации В. В. Путина в целях привлечения внимания общества к вопросам развития культуры, сохранения культурно-исторического наследия и роли российской культуры в мире 2016 год в Российской Федерации объявлен Годом российского кино. В этой связи необходимо уделить внимание вкладу в развитие отечественного кинематографа композиторов Е.Крылатова, М.Дунаевского, А.Зацепина, А.Пахмутовой, А.Петрова, А.Рыбникова, М. Таривердиева, Э. Артемьева, Г. Гладкова, В. Дашкевич.

Изобразительное искусство
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Особое внимание следует обратить на воспитательное значение предмета, личностные результаты. Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:
– воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
– формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
– формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
– формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
– развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
– формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
– осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
– развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера;
– развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

5. Основные направления работы муниципального методического объединения учителей-предметников в 2016/2017 учебном году.
1. Нормативные правовые акты, регулирующие преподавание предметов искусства в условиях ФГОС.
2. Учебно-методическое обеспечение организации образовательного процесса по изучению предметов искусства в 2016/2017 учебном году.
3. Проектирование современного урока искусства на основе системно-деятельностного подхода.
4. Особенности формирования метапредметных умений у учащихся в условиях введения ФГОС второго поколения.
5. Межпредметные связи, интеграция как необходимое условие для формирования целостного восприятия, как способ приобщения обучающихся к системному методу мышления.
6. Контрольно-оценочная деятельность в процессе преподавания предметов образовательной области «Искусство». Использование «накопительных» систем оценивания учебных достижений обучающихся.
7. Особенности реализации содержания предметов искусства в условиях перехода на ФГОС.
8. Внедрение деятельностного подхода на уроках искусства и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС.
9. Обсуждение и реализация «Плана мероприятий по созданию до 2018 года условий для приобретения детьми, обучающимися по общеобразовательным программам, базовых умений и навыков по искусству в Республике Крым» (поручение Президента РФ от 02.01.2016г. №Пр-15ГС).
10. Подготовка к участию в республиканском смотре-конкурсе учебных кабинетов искусства общеобразовательных учреждений Республики Крым.
11. Подготовка к участию в республиканских творческих турнирах по предметам искусства «Шаг к Олимпу» среди учащихся общеобразовательных учреждений Республики Крым.

Ромазан О.А., методист
центра качества образования КРИППО

Август 2016 год

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Shift + Enter или Отправить.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>