«

»

Апр 03

ИЗО. 5 класс. Роспись пасхального яйца

План-конспект урока «Роспись пасхального яйца» 5 класс.

Тип урока: урок освоения новых знаний – комбинированный.

Цель урока:  расширить знания обучающихся об истоках истории и традиций христианского праздника Пасха, обучение учащихся умению выполнять роспись пасхальных яиц с использованием символики славянской писанки

 

Задачи:

-Обучающие:

Научить росписи пасхальных яиц с использованием символики славянской писанки, обучить умению выделять характерные средства художественной выразительности в работах народных умельцев;

-Развивающие:

Углубить знания о традициях росписи пасхального яйца, познакомить с характерными особенностями росписи.

Развивать умение высказывать оценочные суждения в процессе обсуждения выполненных работ, уважать мнение товарища.

Развивать самовыражение посредством художественных символов.

Развивать речь, память, мышление, творческое воображение,  художественно-эстетические навыки учащихся, глазомер и внимание,

расширить кругозор учащихся о работах народных умельцев;

– Воспитательные:

Воспитывать любовь к народному искусству, уважение к народному мастеру, создающему красоту на радость людям, воспитание любви и уважения к православным  традициям русского народа, аккуратности и трудолюбия.

Универсальные учебные действия:

Личностные:

– положительное отношение к самостоятельной творческой деятельности;

– уважительное отношение к труду;

– уважение мнения товарища;

– положительное отношение к творческой преобразовательной деятельности;

– интерес к творческой работе;

– любовь к народному искусству;

– любовь и уважение к православным  традициям русского народа;

– уважение к мастерам художественного промысла, сохраняющим народные традиции.

Метапредметные УУД:

– умение самостоятельно определять цели и задачи учебной деятельности, планировать наиболее эффективные способы и пути достижения целей;

– контролировать учебные действия и оценивать результат;

– умение сравнивать,анализировать,обобщать,классифицировать, логически рассуждать, делать выводы;

– умение использовать для решения познавательных задач различные источники информации;

– умение слушать собеседника и вести диалог, аргументировать и отстаивать своё мнение, осуществлять совместную деятельность.
Предметные УУД:

– сформированность потребности в художественном творчестве;

– овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;

– сформированность навыков работы различными художественными материалами и в разных художественных техниках;

– овладение практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности;

  • способность к созданию выразительного художественного образа.

Методы:

  • словесный метод (беседа с использованием средств визуальной и слуховой наглядности: рассматривание слайдов  презентации по теме урока);
  • метод контрастного сопоставления;
  • метод стимулирования творческой деятельности через создание эффекта удивления  с помощью информационно-коммуникационных  технологий.

Формы работы:индивидуальная, фронтальная, в группах.

Материалы и оборудование: Оформление класса пасхальной композицией по мотивам традиционных народных промыслов – пасхальная икебана. На кл.доске – словарь новых терминов: «Крашенка», «Крапанка», «Драпанка», «Малёванка», «Писанка».

  • для учителя: компьютер, проектор, проекционный экран, диск с презентацией по данной теме «Пасхальное чудо»; раздаточный материал «Орнаменты для росписи яиц», «Схемы орнаментов»; плакат «Этапы росписи пасхального яйца», «Символы росписи пасхального яйца», пед.рисунок,сувенирные пасхальные яйца, нарисованная корзина для яиц и разноцветные яички, отдельно вырезанные из цветной бумаги.

для учащихся:деревянное яйцо с подставкой,заранее загрунтованные клеем ПВА и покрытые жёлтой гуашью; карандаш, краски (гуашь), кисти №3, 4, 5, салфетки, банки с водой, ватные палочки, ластик;

ПЛАН УРОКА (45 минут)

  1. Мобилизующий этап . (3 минуты)
  2. Самоопределение учащихся на основе антиципации.  (5 минут)
  3. Момент осознания учениками недостаточности имеющихся знаний. (15минут)
  4. Физкультминутка. ( 1 минута)
  5. Закрепление нового материала. Практическая деятельность учащихся. Самостоятельное выполнение росписи пасхального яйца.(15 минут)
  6. Рефлексия. (5 минут)
  7. Домашнее задание. (1 минута)

I. Мобилизующий этап:

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок!

Вы проверьте всё сейчас,

Что к уроку есть у вас.

Все за парты дружно сели,

На меня все посмотрели. (Слайд 2).

1)Проверка настроения. Добрый день, дорогие ребята!

С каким настроением мы с вами пришли на урок? Перед вами яички теплого и холодного цвета. Выберите по одному, ими мы наполним корзиночку (отдать ответственному для того, чтобы наклеил яйца на листок с нарисованной корзинкой).Кто у нас сегодня ответственный?

2)Проверка готовности учащихся к уроку.

Прежде, чем начать занятие, проверим, всё ли у вас готово к уроку. Я буду читать загадки, а вы покажете предмет, о котором в них говорится:

 

1.Свою косичку без опаски

Она обмакивает в краски,

Потом окрашенной косичкой

В альбоме водит по страничке.

(Кисточка) (Слайд 3).

2 .Познакомимся: я – краска,

В круглой баночке сижу.

Вам раскрашу я раскраску,

А ещё картинки к сказке

Нарисую малышу.

Ярче я, чем карандаш,

Очень сочная … (гуашь). (Слайд 4).
3.Чёрный Ивашка –

Деревянная рубашка,

Где носом проведёт,

Там линия пройдёт. ( Карандаш) (Слайд 5).

 

4.Может и разбиться, может и свариться,

Если хочешь – в птицу может превратиться. (Яйцо) (Слайд 6).

 

Ещё нам сегодня будут нужны баночка с водой, палитра и салфетки.

Подготовка красок к работе.

– Смачивание красок.

 

IIСамоопределение учащихся на основе антиципации.
Сегодня наше занятие будет необычным. Мы совершим небольшое путешествие во времени, к русским народным традициям. Для этого закройте все глаза и досчитайте до 3.

Звучит праздничный колокольный звон.

На фоне этой музыки я читаю стихотворение.

(Слайд 7.)

Светлый праздник приходит на Землю,

Мир и счастье несет нам он,

И со всех колоколен окрестных

Слышен чистый, кристальный звон.

Пусть же радость поселится в сердце,

Отразится в нем свет небес.

Ясных дней вам и новой надежды,

Потому что Христос воскрес!

Учитель: О каком празднике говорится в стихотворении?

Дети: о Пасхе

Учитель: правильно. (Слайд 8)

День Пасхи – самый главный православный праздник. Что он символизирует?

Дети: Он символизирует победу добра над злом, и означает воскресение из мертвых Иисуса Христа.

Учитель: все знакомы с этим именем?

Ответы детей.

Учитель: -А что является главным символом Пасхи?

Дети: яйцо.

Учитель: Какая русская пословица о яйце вам известна ?

Дети: «Дорого яичко к Христову дню» – так гласит известная русская пословица.

Учитель: В древности на Руси не было поздравительных открыток, бумагу приобрести было сложно. Куры были у всех, яиц было много. К Пасхе каждая семья собирала и окрашивала по 100-200 яиц. Люди были не грамотны, писать не умели – вот и рисовали на яйцах.

Вы догадались, какая сегодня тема нашего урока?

Ответы детей.

И тема сегодняшнего урока звучит так: Роспись пасхального яйца.

Слайд 9.

Попробуйте определите цель нашего урока.

Ответы детей. (Слайд 10).

Сегодня на уроке мы узнаем, почему православные христиане красят яички, и я хочу вам предложить выполнить подарок своими руками, который будет очень приятно получить в этот праздник. Ведь главное – это внимание!

Пасхальные яйца являются атрибутом Пасхи. На прошлом уроке вы получили домашнее задание – узнать об истории возникновения символа Пасхи. Кто хочет рассказать?

Ответы детей. Согласно преданию, первое пасхальное яйцо Святая Мария Магдалина преподнесла римскому императору Тиберию:

В рассветной дымке таяла долина,

Над облаками золотился Крест.

Пришла к царю Мария Магдалина,

Весть принесла:

«Иисус Христос воскрес!»

 

– Нет, женщина, тебе я не поверю!

Фантазии и вымыслу есть мера,-

Мысль оживила властное лицо.-

Как не поверю я, что белое яйцо,

Тобою принесённое мне в дар,

Вдруг станет красным, вспыхнет, как пожар!

 

Царь замолчал, но с этими словами

Свеченье разлилось над головами,

Стеснилось и замедлилось дыханье,

Казалось, где-то музыка звучит.

Яйца коснулись тёплые лучи,

Оно зажглось в лучах, затрепетало

И, словно Кровь Христова, алым стало! (Слайд 11).

(Пояснение к стихотворению: по данным археологов роспись появилась несколько лет тому назад. Существует множество версий появления крашеного яйца. (Матвей)Согласно приданию, первое пасхальное яйцо Святая Мария Магдалина преподнесла римскому императору Тиберию и объявила о Воскрешении Христа. Император сказал, что это невозможно, как и то, что это белое яйцо станет красным. И после этих слов яйцо стало красным. С тех пор и пошла традиция росписи живых яиц, т.е. снесенной птицей. Расписывали гусиные, куриные, утиные яйца.)

Ответы детей. С тех пор в память об этом событии, которое символизирует веру в воскрешение Христа, мы красим яйца на Пасху и дарим их друг другу.
III. Момент осознания учениками недостаточности имеющихся знаний.

(Объяснение нового материала).

Учитель: Ребята, а вы знаете, какими яйцами принято обмениваться в этот праздник? (красивыми, украшенными и расписными)

Совершенно верно ребята, существует такая традиция в этот день ходить друг к другу в гости и обмениваться крашеными и расписными яйцами.

(Слайд 12).

Учитель: Поднимите руку, в чьих семьях есть традиция красить к Пасхе яйца?

Расскажите, пожалуйста, как у вас в семье красят яйца?

( рассказы детей)

Учитель:

Способов украшать яйца очень много, от самых простых до самых сложных. Это и покраска в отваре луковой шелухи или коре деревьев, и оплетение бисером, и роспись красками.

Издревле Славяне считали: что

скорлупа – свод небесный, белок – воздух и вода, желток -земля. Ее осталось только расписать и осветить. (Слайд 13).

Существует множество видов росписи пасхальных яиц. По способу окраски и росписи можно выделить 5 видов. В нашей славянской культуре известны: : крашенка, крапанка, малёванка ,драпанка, писанка. ( обращаю внимание детей на доску, где размещены таблички с новыми терминами). Дома вместе с родителями вы можете воспользоваться рекомендациями по их росписи, они находятся у вас на рабочих местах. Но знайте, если садились расписывать яйца в плохом настроении, злыми, недовольными, ничего не получалось.

Работа учащихся в группе.

Каждая группа читает информацию об определённом виде росписи, а затем рассказывает классу,сравнивая и делая выводы. Во время рассказа демонстрируются имеющиеся слайды ( 14,15,16,17,18,19,20). . Учащиеся рассматривают пасхальные яйца и определяют основные цвета и символы писанки. Обобщают.

Народные умельцы вытачивали яйца из дерева, камня, делали из фарфора, стекла, драгоценных металлов. Вершиной этих художественных поисков стали пасхальные яйца фирмы Фаберже. Карл Фаберже соединил пасхальное яйцо с ювелирным украшением.

(Слайды 21-25).

Учитель: Цвет и рисунок на Писанке имели свое значение.

Сейчас я предлагаю их внимательно рассмотреть и подумать, что могли обозначать те или иные узоры.

Учащиеся продолжают работать в группах с раздаточным материалом (раздаю карточки с изображением писанок). Задача детей: выделить орнамент,цветовую гамму элементов, подумать над символикой узоров).

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану, рассуждают,сравнивают, излагают свои умозаключения,делают выводы.

(Слайд 26-33).


IV. Физминутка.

Слайд 34)

Рано утром все мы встанем,

Руки вверх с тобой потянем,

Сделаем по три наклона

Вправо, влево, прямо, снова

Пошагаем мы на месте,

Улыбнёмся друзьям вместе,

Раз –  присядем, два – присядем

И на стул тихонько сядем.

V.Закрепление нового материала. Практическая деятельность учащихся. Самостоятельное выполнение росписи пасхального яйца.

Учитель:Давайте выполним элементы росписи, которые можно использовать для росписи яйца. Возьмите альбомный лист, положите перед собой. Разведите краску на палитре.

  • 1. Мазок. Краску набираем на кисть, плоско кладем на поверхность бумаги и проводим. Получился мазок. Мазком можно разделитьяйцо на части или закрасить.
  • 2. Сеточка. Краску берем на кончик кисти и легкими прикосновениями проводим наклонные линии в разные стороны.
  • 3. «Капелька», «листик». Наберите на кисть краску, приложите к бумаге. У вас получилась «капелька». Из «капелек» можно составит цветок.

 

 

Этапы выполнения эскиза: (Слайд 35)

Вопрос обучающимся: Как разметить писанку?

(Ответы детей)

• На сферическую поверхность яйца наносим сетку, развод – пересечение кругов и овалов; делим яйцо на участки.

• Держите яйцо тремя пальцами левой руки.

• Карандаш – тремя пальцами правой руки.

• Мизинцем правой руки поддерживайте равновесие писанки.

2.Составляем узор;

Простым карандашом нанести знаки – символы рисуйте разнообразные, понравившиеся вам цветы, солнце, прямые и волнистые линии.

3.Расписываем цветом;

4.Обводка цветом каждого элемента орнамента для выразительности.

Каждый ребёнок создаёт свою писанку.
Сейчас вы будете делать писанки, используя символы. А в конце урока расскажете, что хотели выразить, кому подарить, с какими пожеланиями. Вспомните, какими цветами пользовались мастера? (белый, жёлтый, красный  и чёрный).(вернуться к слайду 26)

Пришло время приступить к выполнению росписи. Сейчас вам предстоит нанести на яйцо разнообразные, понравившиеся вам, линии при помощи карандаша и выполнить работу в цвете, используя кисточки или ватные палочки и гуашь. Время работы ограничено – 20 минут.

Во время практической работы звучит спокойная музыка.

  • Фронтальная и индивидуальная помощь учителя.

 

  • VI. Рефлексия:

 

  • Выставка работ, сравнительный анализ (учащиеся ставят яйца на подставки)
  • Молодцы, ребята! Посмотрите, какие красивые сувениры у вас получились.
  • Скажите, чьи работы вам больше понравились и почему?
  • Что заполнилось больше всего на сегодняшнем занятии?
  • В этот праздник принято дарить друг другу подарки. Мы подарим наши сувениры своим любимым и близким, когда наступит Великий праздник Пасха, в этом году она приходится на 5 мая.
  • Кому вы подарите свой сувенир?
  • Учитель ставит оценки за работу.
  • Учитель: На доске вы видите нарисованную корзину. На парте у каждого лежат разного цвета пасхальные яички из цветной бумаги. Давайте заполним корзину и узнаем, какое у вас было на уроке настроение. Если хорошее – желтое яичко, плохое – синее.

 

  • А теперь для того, чтобы вернуться в настоящее время нам необходимо провести небольшой ритуал: давайте зажжём свечу. Свеча – это символ тепла и уюта. Встанем в круг, возьмёмся за руки и глядя на горящую свечу произнесём свои искренние пожелания друг другу по кругу, начинает учитель.
  • Будьте здоровыми, счастливыми, удачливыми, добрыми, отзывчивыми, внимательными, аккуратными, красивыми, послушными, и самостоятельными!
  • В народе говорят: «Золотые руки у того, кто обучился хорошо». Я хочу пожелать вам продолжить развивать свое мастерство и талант, чтоб и про вас когда-нибудь сказали: «мастер золотые руки».
  1. Домашнее задание.

1 вариант: придумать свои символы с пожеланием добра и удачи;

2 вариант: подготовить реферат на тему «Символы, которыми украшали писанки в Древней Руси.

Урок окончен, спасибо всем. До свидания!

(Дети выходят под звон церковных колоколов)

Источник 

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Shift + Enter или Отправить.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>