План-конспект урока «Роспись пасхального яйца» 5 класс.
Тип урока: урок освоения новых знаний – комбинированный.
Цель урока: расширить знания обучающихся об истоках истории и традиций христианского праздника Пасха, обучение учащихся умению выполнять роспись пасхальных яиц с использованием символики славянской писанки
Задачи:
-Обучающие:
Научить росписи пасхальных яиц с использованием символики славянской писанки, обучить умению выделять характерные средства художественной выразительности в работах народных умельцев;
-Развивающие:
Углубить знания о традициях росписи пасхального яйца, познакомить с характерными особенностями росписи.
Развивать умение высказывать оценочные суждения в процессе обсуждения выполненных работ, уважать мнение товарища.
Развивать самовыражение посредством художественных символов.
Развивать речь, память, мышление, творческое воображение, художественно-эстетические навыки учащихся, глазомер и внимание,
расширить кругозор учащихся о работах народных умельцев;
– Воспитательные:
Воспитывать любовь к народному искусству, уважение к народному мастеру, создающему красоту на радость людям, воспитание любви и уважения к православным традициям русского народа, аккуратности и трудолюбия.
Универсальные учебные действия:
Личностные:
– положительное отношение к самостоятельной творческой деятельности;
– уважительное отношение к труду;
– уважение мнения товарища;
– положительное отношение к творческой преобразовательной деятельности;
– интерес к творческой работе;
– любовь к народному искусству;
– любовь и уважение к православным традициям русского народа;
– уважение к мастерам художественного промысла, сохраняющим народные традиции.
Метапредметные УУД:
– умение самостоятельно определять цели и задачи учебной деятельности, планировать наиболее эффективные способы и пути достижения целей;
– контролировать учебные действия и оценивать результат;
– умение сравнивать,анализировать,обобщать,классифицировать, логически рассуждать, делать выводы;
– умение использовать для решения познавательных задач различные источники информации;
– умение слушать собеседника и вести диалог, аргументировать и отстаивать своё мнение, осуществлять совместную деятельность.
Предметные УУД:
– сформированность потребности в художественном творчестве;
– овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
– сформированность навыков работы различными художественными материалами и в разных художественных техниках;
– овладение практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности;
- способность к созданию выразительного художественного образа.
Методы:
- словесный метод (беседа с использованием средств визуальной и слуховой наглядности: рассматривание слайдов презентации по теме урока);
- метод контрастного сопоставления;
- метод стимулирования творческой деятельности через создание эффекта удивления с помощью информационно-коммуникационных технологий.
Формы работы:индивидуальная, фронтальная, в группах.
Материалы и оборудование: Оформление класса пасхальной композицией по мотивам традиционных народных промыслов – пасхальная икебана. На кл.доске – словарь новых терминов: «Крашенка», «Крапанка», «Драпанка», «Малёванка», «Писанка».
- для учителя: компьютер, проектор, проекционный экран, диск с презентацией по данной теме «Пасхальное чудо»; раздаточный материал «Орнаменты для росписи яиц», «Схемы орнаментов»; плакат «Этапы росписи пасхального яйца», «Символы росписи пасхального яйца», пед.рисунок,сувенирные пасхальные яйца, нарисованная корзина для яиц и разноцветные яички, отдельно вырезанные из цветной бумаги.
для учащихся:деревянное яйцо с подставкой,заранее загрунтованные клеем ПВА и покрытые жёлтой гуашью; карандаш, краски (гуашь), кисти №3, 4, 5, салфетки, банки с водой, ватные палочки, ластик;
ПЛАН УРОКА (45 минут)
- Мобилизующий этап . (3 минуты)
- Самоопределение учащихся на основе антиципации. (5 минут)
- Момент осознания учениками недостаточности имеющихся знаний. (15минут)
- Физкультминутка. ( 1 минута)
- Закрепление нового материала. Практическая деятельность учащихся. Самостоятельное выполнение росписи пасхального яйца.(15 минут)
- Рефлексия. (5 минут)
- Домашнее задание. (1 минута)
I. Мобилизующий этап:
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок!
Вы проверьте всё сейчас,
Что к уроку есть у вас.
Все за парты дружно сели,
На меня все посмотрели. (Слайд 2).
1)Проверка настроения. Добрый день, дорогие ребята!
С каким настроением мы с вами пришли на урок? Перед вами яички теплого и холодного цвета. Выберите по одному, ими мы наполним корзиночку (отдать ответственному для того, чтобы наклеил яйца на листок с нарисованной корзинкой).Кто у нас сегодня ответственный?
2)Проверка готовности учащихся к уроку.
Прежде, чем начать занятие, проверим, всё ли у вас готово к уроку. Я буду читать загадки, а вы покажете предмет, о котором в них говорится:
1.Свою косичку без опаски
Она обмакивает в краски,
Потом окрашенной косичкой
В альбоме водит по страничке.
(Кисточка) (Слайд 3).
2 .Познакомимся: я – краска,
В круглой баночке сижу.
Вам раскрашу я раскраску,
А ещё картинки к сказке
Нарисую малышу.
Ярче я, чем карандаш,
Очень сочная … (гуашь). (Слайд 4).
3.Чёрный Ивашка –
Деревянная рубашка,
Где носом проведёт,
Там линия пройдёт. ( Карандаш) (Слайд 5).
4.Может и разбиться, может и свариться,
Если хочешь – в птицу может превратиться. (Яйцо) (Слайд 6).
Ещё нам сегодня будут нужны баночка с водой, палитра и салфетки.
Подготовка красок к работе.
– Смачивание красок.
II. Самоопределение учащихся на основе антиципации.
Сегодня наше занятие будет необычным. Мы совершим небольшое путешествие во времени, к русским народным традициям. Для этого закройте все глаза и досчитайте до 3.
Звучит праздничный колокольный звон.
На фоне этой музыки я читаю стихотворение.
(Слайд 7.)
Светлый праздник приходит на Землю,
Мир и счастье несет нам он,
И со всех колоколен окрестных
Слышен чистый, кристальный звон.
Пусть же радость поселится в сердце,
Отразится в нем свет небес.
Ясных дней вам и новой надежды,
Потому что Христос воскрес!
Учитель: О каком празднике говорится в стихотворении?
Дети: о Пасхе
Учитель: правильно. (Слайд 8)
День Пасхи – самый главный православный праздник. Что он символизирует?
Дети: Он символизирует победу добра над злом, и означает воскресение из мертвых Иисуса Христа.
Учитель: все знакомы с этим именем?
Ответы детей.
Учитель: -А что является главным символом Пасхи?
Дети: яйцо.
Учитель: Какая русская пословица о яйце вам известна ?
Дети: «Дорого яичко к Христову дню» – так гласит известная русская пословица.
Учитель: В древности на Руси не было поздравительных открыток, бумагу приобрести было сложно. Куры были у всех, яиц было много. К Пасхе каждая семья собирала и окрашивала по 100-200 яиц. Люди были не грамотны, писать не умели – вот и рисовали на яйцах.
Вы догадались, какая сегодня тема нашего урока?
Ответы детей.
И тема сегодняшнего урока звучит так: Роспись пасхального яйца.
Слайд 9.
Попробуйте определите цель нашего урока.
Ответы детей. (Слайд 10).
Сегодня на уроке мы узнаем, почему православные христиане красят яички, и я хочу вам предложить выполнить подарок своими руками, который будет очень приятно получить в этот праздник. Ведь главное – это внимание!
Пасхальные яйца являются атрибутом Пасхи. На прошлом уроке вы получили домашнее задание – узнать об истории возникновения символа Пасхи. Кто хочет рассказать?
Ответы детей. Согласно преданию, первое пасхальное яйцо Святая Мария Магдалина преподнесла римскому императору Тиберию:
В рассветной дымке таяла долина,
Над облаками золотился Крест.
Пришла к царю Мария Магдалина,
Весть принесла:
«Иисус Христос воскрес!»
– Нет, женщина, тебе я не поверю!
Фантазии и вымыслу есть мера,-
Мысль оживила властное лицо.-
Как не поверю я, что белое яйцо,
Тобою принесённое мне в дар,
Вдруг станет красным, вспыхнет, как пожар!
Царь замолчал, но с этими словами
Свеченье разлилось над головами,
Стеснилось и замедлилось дыханье,
Казалось, где-то музыка звучит.
Яйца коснулись тёплые лучи,
Оно зажглось в лучах, затрепетало
И, словно Кровь Христова, алым стало! (Слайд 11).
(Пояснение к стихотворению: по данным археологов роспись появилась несколько лет тому назад. Существует множество версий появления крашеного яйца. (Матвей). Согласно приданию, первое пасхальное яйцо Святая Мария Магдалина преподнесла римскому императору Тиберию и объявила о Воскрешении Христа. Император сказал, что это невозможно, как и то, что это белое яйцо станет красным. И после этих слов яйцо стало красным. С тех пор и пошла традиция росписи живых яиц, т.е. снесенной птицей. Расписывали гусиные, куриные, утиные яйца.)
Ответы детей. С тех пор в память об этом событии, которое символизирует веру в воскрешение Христа, мы красим яйца на Пасху и дарим их друг другу.
III. Момент осознания учениками недостаточности имеющихся знаний.
(Объяснение нового материала).
Учитель: Ребята, а вы знаете, какими яйцами принято обмениваться в этот праздник? (красивыми, украшенными и расписными)
Совершенно верно ребята, существует такая традиция в этот день ходить друг к другу в гости и обмениваться крашеными и расписными яйцами.
(Слайд 12).
Учитель: Поднимите руку, в чьих семьях есть традиция красить к Пасхе яйца?
Расскажите, пожалуйста, как у вас в семье красят яйца?
( рассказы детей)
Учитель:
Способов украшать яйца очень много, от самых простых до самых сложных. Это и покраска в отваре луковой шелухи или коре деревьев, и оплетение бисером, и роспись красками.
Издревле Славяне считали: что
скорлупа – свод небесный, белок – воздух и вода, желток -земля. Ее осталось только расписать и осветить. (Слайд 13).
Существует множество видов росписи пасхальных яиц. По способу окраски и росписи можно выделить 5 видов. В нашей славянской культуре известны: : крашенка, крапанка, малёванка ,драпанка, писанка. ( обращаю внимание детей на доску, где размещены таблички с новыми терминами). Дома вместе с родителями вы можете воспользоваться рекомендациями по их росписи, они находятся у вас на рабочих местах. Но знайте, если садились расписывать яйца в плохом настроении, злыми, недовольными, ничего не получалось.
Работа учащихся в группе.
Каждая группа читает информацию об определённом виде росписи, а затем рассказывает классу,сравнивая и делая выводы. Во время рассказа демонстрируются имеющиеся слайды ( 14,15,16,17,18,19,20). . Учащиеся рассматривают пасхальные яйца и определяют основные цвета и символы писанки. Обобщают.
Народные умельцы вытачивали яйца из дерева, камня, делали из фарфора, стекла, драгоценных металлов. Вершиной этих художественных поисков стали пасхальные яйца фирмы Фаберже. Карл Фаберже соединил пасхальное яйцо с ювелирным украшением.
(Слайды 21-25).
Учитель: Цвет и рисунок на Писанке имели свое значение.
Сейчас я предлагаю их внимательно рассмотреть и подумать, что могли обозначать те или иные узоры.
Учащиеся продолжают работать в группах с раздаточным материалом (раздаю карточки с изображением писанок). Задача детей: выделить орнамент,цветовую гамму элементов, подумать над символикой узоров).
Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану, рассуждают,сравнивают, излагают свои умозаключения,делают выводы.
(Слайд 26-33).
IV. Физминутка.
( Слайд 34)
Рано утром все мы встанем,
Руки вверх с тобой потянем,
Сделаем по три наклона
Вправо, влево, прямо, снова
Пошагаем мы на месте,
Улыбнёмся друзьям вместе,
Раз – присядем, два – присядем
И на стул тихонько сядем.
V.Закрепление нового материала. Практическая деятельность учащихся. Самостоятельное выполнение росписи пасхального яйца.
Учитель:Давайте выполним элементы росписи, которые можно использовать для росписи яйца. Возьмите альбомный лист, положите перед собой. Разведите краску на палитре.
- 1. Мазок. Краску набираем на кисть, плоско кладем на поверхность бумаги и проводим. Получился мазок. Мазком можно разделитьяйцо на части или закрасить.
- 2. Сеточка. Краску берем на кончик кисти и легкими прикосновениями проводим наклонные линии в разные стороны.
- 3. «Капелька», «листик». Наберите на кисть краску, приложите к бумаге. У вас получилась «капелька». Из «капелек» можно составит цветок.
Этапы выполнения эскиза: (Слайд 35)
Вопрос обучающимся: Как разметить писанку?
(Ответы детей)
• На сферическую поверхность яйца наносим сетку, развод – пересечение кругов и овалов; делим яйцо на участки.
• Держите яйцо тремя пальцами левой руки.
• Карандаш – тремя пальцами правой руки.
• Мизинцем правой руки поддерживайте равновесие писанки.
2.Составляем узор;
Простым карандашом нанести знаки – символы рисуйте разнообразные, понравившиеся вам цветы, солнце, прямые и волнистые линии.
3.Расписываем цветом;
4.Обводка цветом каждого элемента орнамента для выразительности.
Каждый ребёнок создаёт свою писанку.
Сейчас вы будете делать писанки, используя символы. А в конце урока расскажете, что хотели выразить, кому подарить, с какими пожеланиями. Вспомните, какими цветами пользовались мастера? (белый, жёлтый, красный и чёрный).(вернуться к слайду 26)
Пришло время приступить к выполнению росписи. Сейчас вам предстоит нанести на яйцо разнообразные, понравившиеся вам, линии при помощи карандаша и выполнить работу в цвете, используя кисточки или ватные палочки и гуашь. Время работы ограничено – 20 минут.
Во время практической работы звучит спокойная музыка.
- Фронтальная и индивидуальная помощь учителя.
- VI. Рефлексия:
- Выставка работ, сравнительный анализ (учащиеся ставят яйца на подставки)
- Молодцы, ребята! Посмотрите, какие красивые сувениры у вас получились.
- Скажите, чьи работы вам больше понравились и почему?
- Что заполнилось больше всего на сегодняшнем занятии?
- В этот праздник принято дарить друг другу подарки. Мы подарим наши сувениры своим любимым и близким, когда наступит Великий праздник Пасха, в этом году она приходится на 5 мая.
- Кому вы подарите свой сувенир?
- Учитель ставит оценки за работу.
- Учитель: На доске вы видите нарисованную корзину. На парте у каждого лежат разного цвета пасхальные яички из цветной бумаги. Давайте заполним корзину и узнаем, какое у вас было на уроке настроение. Если хорошее – желтое яичко, плохое – синее.
- А теперь для того, чтобы вернуться в настоящее время нам необходимо провести небольшой ритуал: давайте зажжём свечу. Свеча – это символ тепла и уюта. Встанем в круг, возьмёмся за руки и глядя на горящую свечу произнесём свои искренние пожелания друг другу по кругу, начинает учитель.
- Будьте здоровыми, счастливыми, удачливыми, добрыми, отзывчивыми, внимательными, аккуратными, красивыми, послушными, и самостоятельными!
- В народе говорят: «Золотые руки у того, кто обучился хорошо». Я хочу пожелать вам продолжить развивать свое мастерство и талант, чтоб и про вас когда-нибудь сказали: «мастер золотые руки».
- Домашнее задание.
1 вариант: придумать свои символы с пожеланием добра и удачи;
2 вариант: подготовить реферат на тему «Символы, которыми украшали писанки в Древней Руси.
Урок окончен, спасибо всем. До свидания!
(Дети выходят под звон церковных колоколов)
Источник
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Shift + Enter или Отправить.
Добавить комментарий