Заведующий организационно-методическим отделом МКУ «Центр по обеспечению деятельности бюджетных учреждений городского округа Судак» – Собко Ю.А.
В ПОМОЩЬ ЗАМЕСТИТЕЛЮ
ДИРЕКТОРА ПО УВР
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЭФФЕКТИВНОМУ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ РЕСУРСОВ БАЗОВОГО ЦЕНТРА
ИЗ СБОРНИКА МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
ОРГАНИЗАЦИОННО- МЕТОДИЧЕСКОГО ОТДЕЛА
ГОРОДСКОГО ОКРУГА СУДАК
ВЫПУСК 4
г. Судак
2017 г.
Ресурсы образовательной организации – это всё то, что непосредственно участвует в образовательном процессе: трудовые ресурсы образования, информационные ресурсы (учебники, пособия, компьютерные программы и иные средства обучения), педагогические технологии и «ноу-хау», капитальные ресурсы (наличие помещений для обучения, обеспеченность, учебными пособиями, компьютерами и пр.) То, согласно этому, ресурсы отвечают современным требованиям, уровню технического и технологического развития общества, говорит об их возможностях повлиять на качество образовательного процесса. Именно ресурсы и их качественные характеристики в значительной степени определяются результат образования.
К базовым ресурсам, необходимым для работы образовательной организации, относятся:
– инженерно-педагогический, административный и вспомогательный персонал (человеческие ресурсы).
Их можно определить, как запасы творческой энергии личности. Они неисчерпаемы, и не случайно их запасы сравнивают с запасами атомного ядра. Как отметил в свое время П. Друкер: «Только человеческие ресурсы могут производить экономические результаты. Все другие ресурсы подчиняются законам механики. Их можно лучше использовать, но их выход никогда не будет больше, чем сумма входов». На сегодняшний день только знание, интеллект, а не физическая сила определяют экономический успех организации. Не отвергая значение других видов ресурсов, данный тезис подчеркивает, что люди, обладающие определенной информацией и наделенные определенными способностями по ее преобразованию, являются ключевым ресурсом, правильное использование которого позволяет в любой функциональной области получать высокие результаты в сочетании с существенной экономией других видов ресурсов;
– учебно-материальные ресурсы (земля, здания, помещения, механизмы, оборудование, транспорт, связь, учебно-программное обеспечение, учебные и наглядные пособия и т.д.).
Материальные ресурсы определяются многими авторами как предметы труда. Ресурсы, имеющие материальную природу: как предметы, так и средства труда. Роль этих ресурсов в современном образовании, огромна, поскольку без материальной базы оно просто не сможет эффективно функционировать. Качество и количество использования материальных ресурсов тесно связано с использованием других видов ресурсов, прежде всего финансовых и человеческих. Так, например, наличие достаточного количество финансовых средств может побудить руководство к техническому переоснащению, но при этом в отличие от предприятий, в образовательной организации к сокращению персонала это не приведет, но качественно изменит преподавание. В то же время наличие высокопрофессиональных кадров создает предпосылки для экономии материальных ресурсов. Например, современный преподаватель, использует в процессе обучения не только презентации и сопровождает весь документооборот ИКТ – технологиями, но экономит туже бумагу, используя сетевые технологии. В последнее время особое значение для предприятий приобрели энергетические и технологические ресурсы, составляющие отдельные виды материальных ресурсов. Значимость энергетических ресурсов (всех видов энергоносителей – электроэнергии, пара, газа и т.п.) связана с резким увеличением доли затрат на них. Это потребовало более тщательного подхода к выбору энергоносителя и более экономному его использованию;
– финансовые ресурсы (собственные и заемные деньги, инвестиции и т.п.).
Движение финансов в целом, распределение их между подсистемами и функциональными областями, финансирование инвестиционных проектов, расчеты с поставщиками и потребителями, формирование денежных ресурсов и др. является ежедневной задачей управления. Особенностью финансовых ресурсов является их абсолютная ликвидность. Именно поэтому они способны компенсировать нехватку других видов ресурсов, особенно материальных и человеческих;
– информация и педагогические технологии (технологии обучения, технологии работы с информацией субъектов образовательного процесса, технологии актуализации потенциала субъектов образовательного процесса, экспертно-оценочные технологии).
Информационные ресурсы – совокупность данных и знаний. Каждая функциональная область предполагает наличие определенных информационных ресурсов. Так, например, преподавание должно обладать как можно более полной и достоверной информацией о внешнем окружении (работодатели, потребители, партнеры, конкуренты), производство – информацией о новых технологиях и «ноу-хау» и т.д. От уровня организации процессов сбора, накопления, хранения, поиска, передачи и методов обработки информации зависит эффективность системы управления всей организацией. Современная экономика и управление характеризуются резким ростом значения информации, которая становится ключевым фактором успеха не только управления в образовательной организации;
– правовое обеспечение.
Действующая законодательная база является косвенным фактором, обеспечивающим образовательный процесс. Качество сформулированных законов, их четкость, доступность, понимание, исполнимость – являются необходимой базой, регулирующей отношения в системе образования, регламентирующей деятельность системы образования. Ключевыми для эффективного управления образовательной организацией является Конституция РФ, ФЗ «Об образовании в РФ», Конвенция о защите прав ребенка, на основе которых разрабатываются Устав ОО, инструкции по функционированию ОО, воспитательные и образовательные проекты по принципу гуманизма и демократии в образовании;
– ресурсы времени.
Время – это ограниченный источник, как сырье, материалы, финансы. Оно необратимо, и его невозможно растянуть или восстановить. Для руководителя имеет фундаментальную важность управление, как собственным временем, так и временем других людей.
В соответствии с законом композиции и пропорциональности каждая образовательная организация при ее рассмотрении как системы стремится в своей структуре содержать все ресурсы в заданной композиции и исходя из этого вытекает ряд принципов: планирования, координации, согласования, полноты.
Принцип планирования. Каждая организация должна планировать использование своих ресурсов, свою деятельность и развитие. Деятельность без плана бессмысленна. Планирование бывает трехступенчатым:
– стратегическое, или перспективное (на 3-5 и более лет);
– тактическое, или текущее (на 1-2 года);
– оперативное (на квартал, месяц, неделю, день).
Принцип координирования. Каждая организация должна постоянно координировать работу своих ресурсов и вносить необходимые коррективы в набор и порядок их работы. Коррективы должны вносить не только после срыва планов, но и после мелких сбоев в работе по организации.
Принцип согласования. Ресурсы организации должны подходить друг другу и работать согласованно. Совместная работа ресурсов должна приводить к эффекту синергии или эмерджентности (правильное соединение нескольких идей, ориентированных на одну цель).
Принцип полноты. Любая организация должна выполнять полный набор возложенных на неё функций, независимо от наличия и состояния ресурсов. Если у организации не хватает материальных и финансовых ресурсов – нужно их найти, купить, занять, если не хватает специалистов – привлечь со стороны, но организация должна работать и выполнять свою миссию.
Выше перечисленные принципы могут быть применимы к образовательным организациям вне зависимости от типа их финансирования (бюджетные и автономные ОО), способа управления (муниципальные и частные) и уровня образовательной организации (общеобразовательные и профессиональные).
Типичными проблемами в организации работы опорных и базовых школ являются:
– отсутствие диагностики потребностей педагогических кадров;
– отсутствие анонсирования на сайтах базовых учреждений о планируемых мероприятиях;
– повышенная педагогическая нагрузка учителей;
– занятость руководителя опорной (базовой) школы;
– удаленность учреждения;
– слабая организационно-методическая работа в учреждении;
– отсутствие высококвалифицированных и опытных специалистов в узкой педагогической области и др.
Данные типичные ошибки следует учитывать при планировании и организации работы базового центра, преобразуя слабые стороны образовательной организации в сильные.
Базовые школы – это школы, которых отличают:
-
стабильный высококвалифицированный педагогический коллектив;
-
высокий уровень качества образования;
-
значительный воспитательный потенциал;
-
корпоративный дух педагогического коллектива;
-
авторитет образовательного учреждения в педагогическом сообществе.
Базовая школа – это:
-
школа новых образовательных и воспитательных технологий;
-
школа, сочетающая новаторские программы и лучшие достиженияотечественной педагогики на базе государственных образовательныхстандартов нового поколения;
-
школа, которая является социальным институтом и открыта дляэффективного взаимодействия с бизнес – сообществом в сфереобразования и воспитания;
-
школа, в которой интересно учиться школьникам и работатьтворческим педагогам;
-
стартовая площадка для конкурентоспособной и творческой личности,обладающей лидерскими качествами;
-
школа, в которой успешным становится каждый школьник;
-
школа, которая помогает каждому учащемуся реализовать свойпотенциал и дает возможность для самоутверждения исамореализации;
-
школа, которая воспитывает самостоятельную и ответственнуюличность и готовит школьников к активной жизни;
-
школа, формирующая гражданское и национально-культурноесознание личности;
-
школа, активно использующая информационные технологии вобучении и воспитании личности.
Таким образом, основной целью деятельности базовой (опорной) школы являетсяобеспечение современного качества образования, доступности – возможности реализации права на получение той или иной образовательной услуги и эффективности – рациональности использования ресурсов с целью обеспечения доступности и качества образования.
Используемая литература:
-
Конституция Российской Федерации. Гимн Российской Федерации. Герб Российской Федерации. Флаг Российской Федерации. – М.: Издательство «Омега-Л», 2013. – 63 с.
-
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «Об образовании в Российской Федерации» (Кодексы. Законы. Нормы) Новосибирск: НОРМАТИКА, 2013. – 128 с.
-
Павловская Е.В. Конвенция ООН о правах ребенка как инструмент безопасности прав ребенка // Права и свободы человека и эффективные механизмы их реализации в мире, России и Татарстане: материалы международной научно-практической конференции, 28-29 ноября 2013 г. – Казань: Познание, 2014. – С. 570-572
-
Борисов Е.Ф. Основы экономики. М.: Юристъ, 2011. – 336 с.
-
Весенин В.Р. Менеджмент. – М.: КноРус, Проспект, 2011. – 592 с.
-
Друкер П. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения, Пер. с англ. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2008. – 288 с.
-
Издательство «Аккредитация в образовании». Электронный журнал об образовании. http://www.akvobr.ru/
-
Карташова, Лариса Васильевна Управление человеческими ресурсами: учебник / ред. В.И. Видяпин [и др.]; Институт экономики и финансов «Синергия». – М.: ИНФРА – М, 2012. – 235 с.
-
Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология научного исследования. – М.: Либроком. – 280 с.
-
Научно-практический журнал для администрации школ. Управление современной школой. ЗАВУЧ, №3, 2014 г.
-
Пернай Н.В. Проблемы образовательного менеджмента. Три трактата. – М.: Интеллект-Центр, 2004. – 288 с.
-
http://womanadvice.ru/sinergiya-i-emerdzhentnost-chto-eto-takoe-v-ekonomike
Заведующий организационно-методическим отделом МКУ «Центр по обеспечению деятельности бюджетных учреждений городского округа Судак» – Собко Ю.А.
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Shift + Enter или Отправить.
Добавить комментарий