«

»

Мар 04

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ КОНСПЕКТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ведущий специалист организационно-методического отдела МКУ «Центр по обеспечению деятельности бюджетных учреждений городского округа Судак» - Дерусова Т.А.

Ведущий специалист  организационно-методического отдела МКУ «Центр по обеспечению деятельности бюджетных учреждений городского округа Судак» – Дерусова Т.А.

В ПОМОЩЬ ПЕДАГОГУ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ КОНСПЕКТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
из Сборника методических рекомендаций
Организационно- методического отдела   городского округа Судак
ВЫПУСК 4
г. Судак 2017 г.
Методические рекомендации разработаны в целях оказания методической  помощи педагогам дополнительного образования в организации учебных занятий в образовательных учреждениях дополнительного образования городского округа Судак.
  1. Общие положения
Занятие – это инструмент воспитания и развития личности, основной элемент организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования. От его качества зависит степень усвоения учебного материала обучающимися. Оно должно отвечать следующим требованиям:
– чёткость определения учебных задач занятия, выделение из них главной и второстепенных целей;
–  единство образовательных и воспитательных задач;
– определение оптимального содержания и отбор учебного материала занятия в соответствии с его задачами и возможностями, определяемыми уровнем подготовки обучающихся;
– выбор наиболее рациональных методов и приёмов обучения, обеспечение познавательной активности обучающихся, сочетание коллективной работы с дифференцированным подходом к обучению;
– формирование у обучающихся самостоятельности в познавательной деятельности, развитие творческих способностей;
– осуществление межпредметных связей;
– связь теоретических знаний с практикой.
  1. Примерная модель занятия в общеобразовательном учреждении ДО
Модель учебного занятия любого типа можно представить в виде последовательности следующих этапов: организационного, проверочного, подготовительного, основного, контрольного, итогового, рефлексивного, информационного. Основанием для выделения этапов может служить процесс усвоения знаний, который строится как смена видов деятельности учащихся: восприятие – осмысление – запоминание – применение – обобщение – систематизация.
За основу учебного занятия мы берем модель, предложенную М.В. Ушаковой, методистом исследователем лаборатории проблем дополнительного образования и воспитания областного центра детей и юношества г. Ярославля (табл. 1).
Таблица 1
Модель учебного занятия в учреждении
дополнительного образования детей
Блоки
Этапы
Этап учебного занятия
Задачи этапа
Содержание деятельности
Подготовительный  5-8 мин.
    1
Организационный
Подготовка детей к работе на занятии
Организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания
    2
Проверочный
Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания (если таковое было), выявление пробелов и их коррекция
Проверка домашнего задания (творческого, практического), проверка усвоения знаний предыдущего занятия
Основной 20 мин.
3
Подготовительный (подготовка к новому содержанию)
Обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности
Сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей
(например, эвристический вопрос, познавательная задача, проблемное задание детям)
4
Усвоение новых знаний и способов действий
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения
Использование заданий и вопросов, которые активизируют познавательную
деятельность детей
5
Первичная проверка понимания изученного
Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление ошибочных или спорных представлений и их коррекция
Применение пробных практических заданий,
которые сочетаются с объяснением
соответствующих правил или обоснованием
6
Закрепление новых знаний, способов действий и их применение
Обеспечение усвоения новых знаний, способов действий и их применения
Применение тренировочных упражнений, заданий, которые выполняются самостоятельно детьми
7
Обобщение и систематизация знаний
Формирование целостного представления знаний по теме
Использование бесед и практических заданий
8
Контрольный
Выявление качества и уровня овладения знаниями, самоконтроль и коррекция знаний и способов действий
Использование тестовых заданий, устного (письменного) опроса, а также заданий
различного уровня сложности
(репродуктивного, творческого, поисково-исследовательского)
Итоговый    15 мин.
9
Итоговый
Анализ и оценка успешности достижения цели, определение перспективы последующей работы
Педагог совместно с детьми подводит итог занятия
10
Рефлексивный
Мобилизация детей на самооценку
Самооценка детьми своей работоспособности,
психологического состояния, причин некачественной работы, результативности работы, содержания и полезности учебной работы
11
Информационный
Обеспечение понимания цели, содержания домашнего задания, логики дальнейшего занятия
Информация о содержании и конечном результате домашнего задания, инструктаж по выполнению, определение места и роли данного задания в системе последующих занятий
Построение занятия в соответствии с этой моделью помогает четко структурировать занятие, определить его этапы, задачи и содержание каждого из них. В соответствии с задачами каждого этапа педагог прогнозирует как промежуточный, так и конечный результат.
3.Основные требования к современному занятию
Постановка и комплексное решение на занятии обучающих (образовательных), развивающих задач. Создание мотивации предстоящей деятельности.
Организация структуры занятий. Применение активных форм организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования.
Содержание занятия. Владение педагогом содержанием программ дополнительного образования. Развитие у обучающихся способов познавательной и практической деятельности, личностного развития, умения и навыков учебного труда, интересов к занятию. Индивидуальный подход к воспитаннику. Учет психолого-педагогических особенностей детей и др.
Технология обучения. Приемы, методы, средства формы, способы деятельности на занятии.
Экология занятия. Состояние здоровья детей, настроение их на занятии. Степень нагрузки. Создание педагогом ситуации успеха. Условия обучения в помещении, организация учебного пространства и т. д.
Психологическая культура и профессионализм. Любовь к детям, знание их психологии.
Наличие специальных знаний по преподаваемому предмету. Вдохновение, фантазия, артистизм, индивидуальный почерк педагога. Проблемное изложение материала, умение ставить вопросы, отношение к неверным ответам и т.д.
Используемая литература:
1.Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. [Текст] / В.П. Беспалько – М.: Педагогика, 1989. – 190 с.
  1. Буйлова Л.Н. Учебное занятие в учреждении дополнительного образования. – М.: ЦДЮТ «Бибирево», 2001.
  2. Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых. [Текст] /Ю.Н. Кулюткин – М.: Просвещение, 1989 . – 128 с.
  3. Левитан К.М. Личность педагога: становление и развитие. [Текст] / К.М. Левитан – Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1990. – 168 с.
  4. Ситник А.П.Внутришкольная методическая работа в современных условиях. [Текст] /А.П. Ситник – М.:  Изд-во МГОПИ «Альфа», 1993. – 146 с.
  5. Ушакова М.В. Учебное занятие в учреждении дополнительного образования //Внешкольник. – 1997. – №1. – С. 30-32
  6. Фомин А.А. Соблюдение педагогических требований как фактор, повышающий профессиональную компетентность современного учителя.// Завуч. – №1. – 2000. С.59–65
Ведущий  специалист  организационно-методического отдела  МКУ  «Центр по обеспечению деятельности  бюджетных  учреждений  городского  округа  Судак» –  Дерусова Т.А.

 

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Shift + Enter или Отправить.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>