
Ведущий специалист организационно-методического отдела МКУ «Центр по обеспечению деятельности бюджетных учреждений городского округа Судак» – Дерусова Т.А.
В ПОМОЩЬ ПЕДАГОГУ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ КОНСПЕКТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
из Сборника методических рекомендаций
Организационно- методического отдела городского округа Судак
ВЫПУСК 4
г. Судак 2017 г.
Методические рекомендации разработаны в целях оказания методической помощи педагогам дополнительного образования в организации учебных занятий в образовательных учреждениях дополнительного образования городского округа Судак.
-
Общие положения
Занятие – это инструмент воспитания и развития личности, основной элемент организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования. От его качества зависит степень усвоения учебного материала обучающимися. Оно должно отвечать следующим требованиям:
– чёткость определения учебных задач занятия, выделение из них главной и второстепенных целей;
– единство образовательных и воспитательных задач;
– определение оптимального содержания и отбор учебного материала занятия в соответствии с его задачами и возможностями, определяемыми уровнем подготовки обучающихся;
– выбор наиболее рациональных методов и приёмов обучения, обеспечение познавательной активности обучающихся, сочетание коллективной работы с дифференцированным подходом к обучению;
– формирование у обучающихся самостоятельности в познавательной деятельности, развитие творческих способностей;
– осуществление межпредметных связей;
– связь теоретических знаний с практикой.
-
Примерная модель занятия в общеобразовательном учреждении ДО
Модель учебного занятия любого типа можно представить в виде последовательности следующих этапов: организационного, проверочного, подготовительного, основного, контрольного, итогового, рефлексивного, информационного. Основанием для выделения этапов может служить процесс усвоения знаний, который строится как смена видов деятельности учащихся: восприятие – осмысление – запоминание – применение – обобщение – систематизация.
За основу учебного занятия мы берем модель, предложенную М.В. Ушаковой, методистом исследователем лаборатории проблем дополнительного образования и воспитания областного центра детей и юношества г. Ярославля (табл. 1).
Таблица 1
Модель учебного занятия в учреждении
дополнительного образования детей
Блоки |
Этапы |
Этап учебного занятия |
Задачи этапа |
Содержание деятельности |
Подготовительный 5-8 мин. |
1 |
Организационный |
Подготовка детей к работе на занятии |
Организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания |
2 |
Проверочный |
Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания (если таковое было), выявление пробелов и их коррекция |
Проверка домашнего задания (творческого, практического), проверка усвоения знаний предыдущего занятия |
|
Основной 20 мин. |
3 |
Подготовительный (подготовка к новому содержанию) |
Обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности |
Сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей(например, эвристический вопрос, познавательная задача, проблемное задание детям) |
4 |
Усвоение новых знаний и способов действий |
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения |
Использование заданий и вопросов, которые активизируют познавательнуюдеятельность детей |
|
5 |
Первичная проверка понимания изученного |
Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление ошибочных или спорных представлений и их коррекция |
Применение пробных практических заданий,которые сочетаются с объяснениемсоответствующих правил или обоснованием |
|
6 |
Закрепление новых знаний, способов действий и их применение |
Обеспечение усвоения новых знаний, способов действий и их применения |
Применение тренировочных упражнений, заданий, которые выполняются самостоятельно детьми |
|
7 |
Обобщение и систематизация знаний |
Формирование целостного представления знаний по теме |
Использование бесед и практических заданий |
|
8 |
Контрольный |
Выявление качества и уровня овладения знаниями, самоконтроль и коррекция знаний и способов действий |
Использование тестовых заданий, устного (письменного) опроса, а также заданийразличного уровня сложности(репродуктивного, творческого, поисково-исследовательского) |
|
Итоговый 15 мин. |
9 |
Итоговый |
Анализ и оценка успешности достижения цели, определение перспективы последующей работы |
Педагог совместно с детьми подводит итог занятия |
10 |
Рефлексивный |
Мобилизация детей на самооценку |
Самооценка детьми своей работоспособности,психологического состояния, причин некачественной работы, результативности работы, содержания и полезности учебной работы |
|
11 |
Информационный |
Обеспечение понимания цели, содержания домашнего задания, логики дальнейшего занятия |
Информация о содержании и конечном результате домашнего задания, инструктаж по выполнению, определение места и роли данного задания в системе последующих занятий |
Построение занятия в соответствии с этой моделью помогает четко структурировать занятие, определить его этапы, задачи и содержание каждого из них. В соответствии с задачами каждого этапа педагог прогнозирует как промежуточный, так и конечный результат.
3.Основные требования к современному занятию
Постановка и комплексное решение на занятии обучающих (образовательных), развивающих задач. Создание мотивации предстоящей деятельности.
Организация структуры занятий. Применение активных форм организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования.
Содержание занятия. Владение педагогом содержанием программ дополнительного образования. Развитие у обучающихся способов познавательной и практической деятельности, личностного развития, умения и навыков учебного труда, интересов к занятию. Индивидуальный подход к воспитаннику. Учет психолого-педагогических особенностей детей и др.
Технология обучения. Приемы, методы, средства формы, способы деятельности на занятии.
Экология занятия. Состояние здоровья детей, настроение их на занятии. Степень нагрузки. Создание педагогом ситуации успеха. Условия обучения в помещении, организация учебного пространства и т. д.
Психологическая культура и профессионализм. Любовь к детям, знание их психологии.
Наличие специальных знаний по преподаваемому предмету. Вдохновение, фантазия, артистизм, индивидуальный почерк педагога. Проблемное изложение материала, умение ставить вопросы, отношение к неверным ответам и т.д.
Используемая литература:
1.Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. [Текст] / В.П. Беспалько – М.: Педагогика, 1989. – 190 с.
-
Буйлова Л.Н. Учебное занятие в учреждении дополнительного образования. – М.: ЦДЮТ «Бибирево», 2001.
-
Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых. [Текст] /Ю.Н. Кулюткин – М.: Просвещение, 1989 . – 128 с.
-
Левитан К.М. Личность педагога: становление и развитие. [Текст] / К.М. Левитан – Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1990. – 168 с.
-
Ситник А.П.Внутришкольная методическая работа в современных условиях. [Текст] /А.П. Ситник – М.: Изд-во МГОПИ «Альфа», 1993. – 146 с.
-
Ушакова М.В. Учебное занятие в учреждении дополнительного образования //Внешкольник. – 1997. – №1. – С. 30-32
-
Фомин А.А. Соблюдение педагогических требований как фактор, повышающий профессиональную компетентность современного учителя.// Завуч. – №1. – 2000. С.59–65
Ведущий специалист организационно-методического отдела МКУ «Центр по обеспечению деятельности бюджетных учреждений городского округа Судак» – Дерусова Т.А.
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Shift + Enter или Отправить.
Добавить комментарий