«

»

Июн 09

Методические рекомендации для общеобразовательных учреждений Республики Крым о преподавании предметов «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО», «МУЗЫКА», «МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА» в 2015- 2016 учебном году

calendarМетодические рекомендации для общеобразовательных учреждений Республики Крым
о преподавании предметов «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО», «МУЗЫКА», «МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА»


в 2015/2016 учебном году
1. Перечень нормативных, инструктивных и методических документов, которыми необходимо руководствоваться при организации образовательного процесса по предметам образовательной отрасли «Искусство»
Федеральные:
1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
2. Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. N 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», с изменениями и дополнениями.
3. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом МО РФ от 09 марта 2004 г. № 1312.
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 г. N 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2010 г. N 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373».
6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
7. Приказ Министерства образования и науки РФ №74 от 1.02.2012 г «О внесении изменений в федеральный БУП и примерные учебные планы для ОУ РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 9 марта 2004 г. № 1312».
8. Письмо Министерства образования и науки РФ от 19.04.2011 г. № 03-255 «О введении ФГОС общего образования».
9. Письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 07.07.2005 г. N 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».
10. Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2008 г. № 1244-р «Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008 – 2015 годы».
11. Приказ Министерства культуры РФ от 28.12.2001. № 1403 «Концепция художественного образования».
12. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 253 от 31 марта 2014 г. «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
13. Приказ Министерства образования и науки РФ от 04.10.2010 г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений».
14. Постановление Федеральной службы по надзору в свете защиты прав потребителей и благополучия человека, Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. N 189 «Об утверждении СанПиН» 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» с изменениями.
15. Письмо Министерства образования и науки РФ от 24 ноября 2011 г. № МД-1552/03 «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием».
16. Методические рекомендации по вопросам введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
Региональные:
1. Методические рекомендации по разработке основных образовательных программ и рабочих программ учебных предметов, курсов, модулей в общеобразовательных учреждениях (приложение 2 к решению коллегии Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 22.04.2015 №2/2).
2. Методические рекомендации по ведению классных журналов учащихся 1-11(12) классов общеобразовательных организаций (письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 04.12.2014 № 01-14/2013).
3. Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования (письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 04.12.2014г. №01-14/2014).
4. Методические рекомендации для общеобразовательных учреждений Республики Крым о преподавании предметов «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО», «МУЗЫКА», «МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА» в 2015/2016 учебном году.
2. Особенности преподавания учебных предметов «Изобразительное искусство», «Музыка» в начальной школе
2.1. Место учебных предметов
Согласно базисному учебному (образовательному) плану на изучение изобразительного искусства и музыки в начальной школе отводится по 1 учебному часу в неделю на каждый предмет.
Предметные области Учебные пред¬меты
Классы Количество часов в неделю
I II III IV Всего
Искусство Обязательная часть
Изобразительное искусство 1 1 1 1 4
Музыка 1 1 1 1 4
Обязательными видами работ на каждом уроке являются: изучение теоретического материала, художественно-практическая деятельность, анализ-интерпретация художественного произведения.
Оценивание достижений обучающихся осуществляется с 1 по 4 классы (1 – вербально. Начиная со 2-го полугодия 2 класса выставляются отметки). Оценка результатов деятельности обучающихся обязательна на каждом уроке и должна носить стимулирующий характер. Учитывая специфику предметов искусства, оценивание в виде отметки в журнале и дневнике ученика не является обязательными на каждом уроке, а итоговая выводится по результатам контроля качества знаний и практических умений по обязательным видам работ.
Домашние задания по предметам искусства в начальной школе не задаются, а если имеют место быть, то носят только творческий характер и в журнал не записываются.
2.2. Учебно-методическое обеспечение
Подробная информация об УМК по музыке и изобразительному искусству (с аннотациями и справочным материалом) представлена на сайтах ведущих издательств учебной литературы:
Музыка
1. http://www.prosv.ru/umk/shkola-rossii/info
2. http://www.drofa.ru/for-users/teacher/help/aleev/
3. http://www.akademkniga.ru/cgi-bin/page.cgi?node=12845
4. http://edwisrb.ru/education/programs/?id=409230
5. http://www.ast.ru
Изобразительное искусство
1. http//www.prosv.ru
2. http//www.drofa.ru
3. http//www.vgf.ru
4. http://netedu.ru/
5. http://www.openclass.ru/stories/210094
6. http://my-shop.ru/shop/books/126064.html?partner=00509
7. http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink
8. http://window.edu.ru/window/library/pdf2txt?p_id=11303
По предмету «Музыка» рекомендуется при наличии УМК использовать программу авторов Т.В. Челышевой, В.В. Кузнецовой (см. в методическом банке предмета на сайте КРИППО).
В помощь учителю музыки и изобразительного искусства в связи с переходом на ФГОС НОО второго поколения рекомендуется пользоваться методическими рекомендациями, которые имеются в Пояснительных записках к УМК для начальной школы.
Наряду с учебниками в образовательной деятельности могут использоваться иные учебные издания, являющиеся учебными пособиями. Перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 декабря 2009 г. № 729 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе, имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования в образовательных учреждениях» с изменениями и дополнениями от: 13 января 2011 г. и 16 января 2012 г. представлен на информационно-правовом портале «ГАРАНТ» http://base.garant.ru/197289/#text#ixzz2z6dibP6g.
2.3. Внеурочная деятельность
В федеральном государственном образовательном стандарте общего образования начального общего образования исключительное внимание уделяется организации внеурочной деятельности школьников, которая становится неотъемлемой частью образовательной деятельности, важной составной частью духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников.
В соответствии п. 19.10 ФГОС НОО (в ред. приказа Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 N 1643) и п. 18.3.1.2. ФГОС ООО (в ред. приказа Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 N 1644) внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.
Необходимо отметить, что в связи с внесением изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 г. № 1643) произошли изменения и в предлагаемых формах внеурочной деятельности. Так, для обучающихся 1-4 классов рекомендуемыми формами выступают художественные, культурологические, филологические, хоровые студии, сетевые сообщества, школьные спортивные клубы и секции, конференции, олимпиады, военно-патриотические объединения, экскурсии, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и другие формы.
Направления и формы внеурочной деятельности осуществляются на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений в целях обеспечения их индивидуальных потребностей.
2.4. Кадровое обеспечение
ФГОС нового поколения предъявляют высокие требования к уровню профессиональной подготовки учителя. Предметы искусства могут вести специалисты с художественно-педагогическим и музыкально-педагогическим образованием, учителя, владеющие художественными техниками, музыкальным инструментом, певческим голосом, знающие современные методики преподавания художественных дисциплин и своевременно прошедшие курсы повышения квалификации по музыке, изобразительному искусству. При наличии данных специалистов в школе, часы по предметам «Музыка» и «Изобразительное искусство» в начальной школе при распределении тарификационной нагрузки должны быть включены в нагрузку названных специалистов.
2.5. Методика преподавания
Основными чертами современной методики является развивающий характер художественно-творческой деятельности, обеспечивающей такое общение, при котором ведущую роль играет само искусство, а учитель стимулирует совместный поиск нестандартных решений, вскрывающий смысл существования искусства в жизни каждого человека и общества в целом.
Необходимо гибкое сочетание традиционного подхода к преподаванию искусства с современной методикой, предполагающей погружение школьников в процесс воссоздания того или иного произведения, что ставит их в позицию творца. В этом процессе ученик получает возможность прикоснуться к тайнам творчества. Никакие современные технические средства не могут заменить живое слово учителя, живое звучание музыки, звучание детского голоса.
Одним из условий перехода к работе по стандартам является материально-техническое обеспечение (см. Требования к оснащению образовательного процесса).

3. Особенности преподавания учебных предметов «Изобразительное искусство», «Музыка», «Мировая художественная культура» в соответствии с Федеральным компонентом ГОС основного и среднего общего образования (2004г)
В 2015/2016 учебном году изучение предметов образовательной области «Искусство» в 6-9 классах образовательных учреждений Республики Крым продолжится в соответствии с требованиями Федерального БУП 2004 г., разработанного на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта 2004 года.
Основная ступень обучения (6-9 классы)
Согласно базисному учебному (образовательному) плану на изучение изобразительного искусства и музыки в основной школе отводится по 1 учебному часу в неделю на каждый предмет в 6, 7 классах – всего 34 часа в год (68 ч.). В 8 и 9 классах выделено по 0,5 учебных часа в неделю на каждый предмет – всего 17 часов в год (34ч. )
В качестве варианта, обеспечивающего завершенность художественно-эстетического образования, может стать интегративный курс «Искусство» в 8-9 классах. По этому курсу разработаны соответствующие программы. Следует обратить внимание на отсутствие обеспечения ОУ РК учебной литературой по данному предмету. В связи с этим рекомендуется использовать электронный вариант учебника.
Практическая часть данного предмета в большей степени реализуется через изобразительные и музыкальные виды деятельности, поэтому предмет «Искусство» ведут специалисты – учителя музыки или изобразительного искусства. Целесообразно распределить нагрузку между двумя учителями, т.к. профессиональный подход к организации выполнения той или иной практической работы даст более высокие качественные результаты. При разработке учебного плана ОУ администрация определяет формы и способы реализации предметов области «Искусство». Возможно использование 0,5 учебных часа из регионального компонента или компонента образовательного учреждения для реализации изучения раздела «Культурные традиции родного края» в курсе предмета «Изобразительное искусство» из расчета 1 учебный час в неделю в 8 классе.
Для реализации углубленного изучения искусства в 9 классе рекомендуется изучение интегрированного предмета МХК из расчета 1 учебный час в неделю.
При наличии успешно реализуемой образовательной программы по данному курсу целесообразно сохранить преподавание факультативного курса МХК с 5 по 8 класс в ОУ с художественно-эстетическим направлением, представленного спецкурсами и образовательными модулями.
Предметные области Учебные пред¬меты
Классы Количество часов в неделю

V VI VII VIII IX Всего
Искусство Обязательная часть
Изобразительное искусство 1 1 1 0,5 0,5 4
Музыка 1 1 1 0,5 0,5 4
Вариативная часть
МХК (для ОУ с художественно-эстетическим направлением) 1 1 1 1 1 5

Старшая ступень обучения (10-11 классы)
Согласно базисному учебному (образовательному) плану (БУП 2004) на изучение предмета «Мировая художественная культура» в старшей школе в вариативной части на базовом уровне отводится 1 учебный час в неделю с 10 по 11 класс, всего 70 часов. В примерном учебном плане для универсального (непрофильного) обучения МХК включен в раздел «Базовые учебные предметы» из расчета 1 учебный час в неделю в 10 и 11 классах. Социально-гуманитарный, филологический профили предполагают изучение МХК в качестве обязательного (базового) учебного предмета. Для художественно-эстетического профиля изучение МХК в разделе «Профильные учебные предметы» рекомендовано в объеме 3 учебных часа в неделю с 10 по 11 класс, всего 210 часов. При этом в нем предусмотрен резерв свободного времени в размере 10% от общего объема часов для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных педагогических технологий.
При изучении искусства в старшей школе рекомендуется широко использовать проектно-исследовательскую деятельность обучающихся и музейно-экскурсионную работу, что может служить формой индивидуального мониторинга здоровья и оптимизации учебных нагрузок. МХК как интегративный предмет дает возможность наиболее полного построения вариативных элективных курсов, ориентированных на художественно-эстетический и социально-гуманитарный профили обучения.
Курс МХК обеспечивает возможность построения линейной модели эстетического образования. Современная концепция преподавания МХК строится на системно-деятельностном подходе, предполагающем креативное развитие личности и формировании ключевых компетентностей, позволяющих пользоваться ранее полученными знаниями и сформированными навыками для выполнения образовательного стандарта предметной области «Искусство».
4. Особенности преподавания предмета «Изобразительное искусство», «Музыка» в соответствии с ФГОС основного общего образования в 5-х классах
4.1. Место учебных предметов «Изобразительное искусство», «Музыка»
Изучение изобразительного искусства и музыки в школе является обязательным. Согласно базисного образовательного плана (БОП) на изучение предмета «Изобразительное искусство» и «Музыка» отводится по одному часу в неделю.
При разработке учебного плана ОУ администрация определяет формы и способы реализации программного содержания предметов и развития художественно-творческих способностей обучающихся во внеурочное время.
Особое внимание следует обратить на кадровое обеспечение преподавания дисциплин предметной области «Искусство». Так как стандарты второго поколения ставят перед учителем новые задачи, требующие высокой профессиональной квалификации, необходимым условием является наличие учителя-специалиста.
Совершенно недопустимо подменять преподавание изобразительного искусства и музыки другими предметами, уменьшать допустимое БОП количество часов на их изучение.
4.2. Изобразительное искусство
Впервые на государственном уровне обозначена методология стандарта, которая провозглашена как системно-деятельностный подход. Он полностью ориентируется на отечественную психолого-педагогическую науку. Ключевыми моментами этого подхода является постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия.
Во-первых, на уроке знания даются не в готовом виде, а ребенок сам под руководством учителя конструирует эти знания. Естественно, меняется система оценивания такого знания. Для обучающегося и учителя важен не только конечный результат, а способ, с помощью которого ребенок сам достигает этого знания.
Во-вторых, системно-деятельностный подход предполагает, что знание интегрировано. Создание интегративных курсов и модулей, дают возможность ребенку увидеть определенную группу знаний в комплексе других наук.
В-третьих, системно-деятельностный подход опирается на возрастные возможности обучающегося. В 5 классе ведущей становится личностная и общественно значимая деятельность на основе коммуникативных отношений. Соединение проектной, учебной и художественной деятельности позволяет сделать шаг в развитии ребенка.
Основой преподавания изобразительного искусства становятся универсальные учебные действия (УУД), навык приобретения которых формируется в комплексе учебных предметов.
Кроме этого, предметы образовательной области «Искусство» (изобразительное искусство и музыка в 5 классе) учат образности мышления и эмоциональности восприятия окружающего мира. Это необходимо для личной и культурной самоидентификации личности.
Планируемые результаты по учебному предмету
Личностные (индивидуальные качественные свойства учащихся, приобретенные в процессе освоения учебного предмета):
1. Проживание художественного образа.
2. Освоение художественного наследия (познание культуры своего народа).
3. Становление гуманных ценностных ориентиров.
4. Формирование основ российской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
5. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культуры.
6. Развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Метапредметные (уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющийся в познавательной и практической творческой деятельности):
1. Целеполагание своего обучения; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами; самоконтроль и самооценка своей учебной деятельности.
2. Готовность слушать собеседника и вести диалог.
3. Готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оцениваемые события.
4. Овладение начальными сведениями в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности: природных, социальных, культурных.
5. Освоение начальных форм познания и личностной рефлексии.
Предметные (опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, приобретаемый и закрепляемый в процессе освоения учебного предмета):
1. Воспринимать произведения искусства.
2. Участвовать в обсуждении произведений искусства, давать эстетическую оценку произведениям художественной культуры.
3. Различать произведения народных промыслов России и художественных ремесел.
4. Овладеть основами языка декоративно – прикладного искусства, художественного конструирования.
5. Понимать смысл знаков и символов декоративно-прикладного искусства.
6. Понимать соотношение целостности и гармонии между человеком и окружающим миром.
7. Наблюдать, сравнивать, сопоставлять, анализировать и изображать предметы различной формы.
8. Моделировать с помощью трансформации природные формы; использовать стилизацию природных форм для создания орнамента.
9. Использовать контраст, композиционный центр, выделять главное.
10. Использовать законы цветоведения при создании предметов декоративно – прикладного искусства (основные и составные, теплые и холодные цвета, контраст и т.д.).
11. Создавать эскизы, моделировать и конструировать предметы быта, здания, одежду.
12. Узнавать характерные черты ярких культур мира (Россия, Древняя Греция, Китай, Япония, Индия, средневековая Европа).
Предмет «Изобразительное искусство» легко интегрируется с любыми школьными предметами. Можно использовать метапредметные связи изобразительного искусства с биологией (строение растений, животных, пластическая анатомия человека, связи в природе); с историей (образ эпохи и стиль в искусстве, исторические личности – портретный жанр, выдающиеся события истории – исторический жанр в искусстве); с математикой (геометрия, пропорции); с физикой (механика, оптика); с технологией (художественная обработка материалов, дизайн одежды); с информатикой (компьютерная графика). А темы, соответствующие современным требованиям жизни (промышленный дизайн, дизайн костюма и среды), имеют практикоориентированный характер, позволяют подросткам ориентироваться в дальнейшем профессиональном выборе.
Таким образом, ФГОС второго поколения декларирует большие возможности для реализации творческого потенциала учителей изобразительного искусства. Главная задача учителей – использовать эти возможности, обеспечить деятельностный характер каждого своего урока, достичь вместе с учащимися определённых ФГОС результатов освоения основной образовательной программы.
Главный шаг, который мы должны осуществить при работе по новым стандартам, – это сам учитель. Использование современных систем оценивания, образовательных технологий, умение работать в информационной среде, конструирование учебных программ требует серьезной переподготовки учителя новой школы. Необходимо изменить внутренний подход к планированию современного урока и постановки цели ориентированной на проблемную деятельность в сотрудничестве, достижение результатов, связи с жизнью и воспитание активной мыслящей личности.
4.3. Музыка
Современный урок музыки интегрирует традиционный подход к преподаванию музыки (когда школьники осваивают музыкальные произведения как уже сложившиеся явления, которые надо пережить, изучить и запомнить) – с современной методикой, предполагающей погружение школьников в процесс воссоздания того или иного музыкального произведения, что ставит их в позицию творца. В этом процессе ученик получает возможность прикоснуться к тайнам творчества композитора-исполнителя-слушателя.
Реализация системно-деятельностного подхода предполагает, что на уроке музыки на первый план выходит опыт творческой деятельности, который возможно реализовать через следующие виды деятельности учащихся на уроке:
– слушание музыки: личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие и оценка изучаемых образцов народного музыкального творчества, профессионального музыкального искусства различных исторических эпох и стилей; сравнение исполнительских трактовок, выявление связей музыки с другими видами искусства, историей, жизнью;
– пение: хоровое, ансамблевое и сольное пение: одноголосное и двухголосное исполнение образцов классической музыки, народных и современных песен с сопровождением и без сопровождения; вокализация основных тем инструментальных произведений, поиски вариантов их исполнительских трактовок;
– инструментальное музицирование: расширение опыта творческой деятельности в музицировании на элементарных инструментах; инструментальная импровизация, создание композиций на основе знакомых мелодий из вокальных и инструментальных произведений;
– музыкально-пластическое движение: обогащение опыта индивидуально-личностного воплощения музыкального образа пластическими средствами, в том числе танцевальными;
– драматизация музыкальных произведений: создание художественного замысла и воплощение эмоционально-образного содержания музыки сценическими средствами; поиск вариантов сценического воплощения музыкального произведения (разыгрывание песен, музыкальные импровизации-инсценировки сказок, драматизация произведений программной музыки).
Особенностью современного урока музыки является возможность организации разных форм музыкально-творческой деятельности школьников. Ученики класса становятся участниками хора, вокального или инструментального ансамбля, музыкально-театрализованного действия, слушателями музыки, им предоставляется свобода самоопределения в видах и формах музыкально-художественного творчества, реализованного в разнообразных индивидуальных, парных коллективных формах работы
Новые подходы к проведению урока музыки ориентируют учителя на использование современных педагогических технологий и нетрадиционных форм проведения урока: ИКТ, игровые технологии, развивающие интегрированные технологии, театральные технологии, диспуты, дискуссии, дебаты, исследовательская деятельность, проектная деятельность, комплексные занятия, занятия, объединенные одной сквозной темой, уроки-путешествия, уроки-концерты, уроки-экскурсии и т.д.
Необходимо подчеркнуть, что изучение музыки дает возможность реальной интеграции со смежными предметными областями (историей, обществознанием, русским языком и литературой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой). В данном случае возникает также возможность выстраивания системы межпредметных и надпредметных связей, интеграции основного и дополнительного образования через обращение к реализации художественно-творческого потенциала учащихся, синтезу обучения и воспитания, реализуемому в проектно-исследовательской деятельности на материале музыкального искусства.
Следует обратить внимание, что наряду с уроком в учебном процессе рекомендуется ак-тивно использовать внеурочные формы работы: экскурсии в художественные и краеведческие музеи, архитектурные запо¬ведники, культурные центры, на выставки, посещение театров, кино, концертных залов.
5. Реализация регионального содержания
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования разработан с учетом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации. При этом следует отметить, что объем реализации регионального содержания по ФГОС ООО нормативно-правовыми документами не регламентируется и определяется учебным заведением самостоятельно.
В Примерных программах по музыке и изобразительному искусству не предусмотрен резерв времени для изучения регионального содержания по предмету. Поэтому учитель включает региональное содержание на уроке по своему выбору, увязывая его с темами уроков. Использование регионального материала на уроках предметной области «Искусство» обязательно.
6. Контроль и оценивание
Учитывая специфику предметов искусства, контрольно-оценочная деятельность осуществляется по обязательным видам работ учащихся на уроке: изучение теоретического материала; участие в художественно-практических видах деятельности и качество выполнения работ; анализ-интерпретация художественных произведений. Формы контроля могут быть различными: устная, письменная, в виде тестов, а также предполагается выполнение школьниками проектов и исследовательских работ.
Критерием контрольно-оценочной деятельности является определение результативности деятельности школьников: степень развития эмоционального восприятия учащимися художественных произведений различных стилей и жанров; степень сформированности осознанного отношения у школьников к явлениям искусства (основные категории и понятия, специфика языка, понимание терминологии); степень развития индивидуально-оценочных суждений о содержании произведений искусства, их нравственных ценностях; степень развития у школьников творческих способов деятельности, навыков коммуникативной культуры, потребности общения с искусством и т.д.
Количество обязательных отметок за семестр – 6 (2 – за знание теоретического материала, 2 – за качество выполненных практических работ, 2 – за анализ-интерпретацию художественного произведения). Текущая отметка по предметам искусства не является обязательной. Понятие «накопляемости отметок» на уроках по предметам художественно-эстетического цикла противоречит природе искусства. Не следует путать оценивание качества работы на разных этапах ее выполнения с отметкой в виде цифры в журнале и дневнике обучающегося только за то, что он проявил интерес и начал выполнять работу. Отметка должна подтверждать творческий рост учащихся, уровень полученных ими знаний, качество сформированных умений.
Контроль успешности обучающихся отражается в классном журнале и фиксируется в дневнике школьника.

Образец заполнения классного журнала (левая страница журнала)

№ п/п Фамилия,
имя уч-ся Дата проведения урока
02
09 09
09 16
09 Анализ-интерпретация ХП 23
09
30
09 07
10 14
10 ХПД 21
10
Теория 28
10
1 четверть

1.
Примечание: текущие отметки выставляются под датами проведения уроков, обязательные – в следующей колонке после даты урока, на котором проводилось обязательное оценивание.
При выставлении итоговой оценки учитель должен руководствоваться показателями успешности обучающегося на конец семестра и года, а не ориентироваться на средний арифметический балл. Усредненный балл по предметам искусства не может быть объективным показателем творческих успехов учащихся и не является стимулирующим фактором, побуждающим к дальнейшему росту.

7. Домашние задания
Домашние задания по предметам искусства не являются обязательными на каждом уроке. Задания, предлагаемые учащимся в рамках школьных учебных предметов «Музыка», «Изобразительное искусство, «Мировая художественная культура» требуют создания оптимальных условий для реализации креативных способностей учащихся, проявляющихся в полихудожественной деятельности, а также играющих важную роль в формирования интереса учащихся к предмету и самостоятельной творческой деятельности.
Практические наблюдения показали, что только самостоятельное творчество детей на уроках искусства и за его пределами может развивать их способности. В связи с этим, важное внимание уделяется деятельно-практической направленности школьников, развивающей их творческий потенциал, проявляющийся в такой форме работы как домашнее задание. Домашние задания называют домашней учебной работой, поскольку они, действительно, продолжает атмосферу урока, но уже в конкретных домашних условиях. В связи с тем, насколько успешно и эффективно прошёл урок, таким и будет его продолжение в домашнем задании.
Для того чтобы учащиеся поверили в свои силы, почувствовали уверенность и увидели собственный результат самостоятельно выполненных заданий, им предлагается систематизировать все свои творческие достижения – создать портфолио школьника по предметам искусства, в виде альбома «Этот удивительный мир искусства». Домашнее задание – это очередная страница альбома, который собирается постепенно, поэтапно и в конце четверти, полугодия, года ребёнок видит свои достижения, гордится ими, совершенствует свои работы и пополняет необходимые страницы своего альбома важным и интересным, на его взгляд, материалом. В итоге школьники смело и с большим увлечением презентуют свои альбомы перед учащимися класса, параллели. Большой интерес вызывает у ребят создание такого альбома в электронном виде с применением современных компьютерных и Интернет-технологий.
Такие домашние задания позволяют учителю иметь чёткое представление о возможностях каждого ученика, тем самым, диагностируя динамику развития его творческих способностей. Систематический контроль и диагностика креативности через систему домашних заданий помогает учителю выявлять все преимущества и недостатки в усвоении программного материала, а также спрогнозировать необходимую дальнейшую работу с учащимися.
Опыт показывает, что при выполнении домашних заданий целесообразно использовать содружество и сотворчество учащегося, его родителей, членов семьи, друзей, одноклассников, что способствует творческой обстановке, увлечённости сотрудничества, а главное повышению мотивации.
Совершенно недопустимо обязывать учащихся составлять конспекты по материалам учебника, заучивать напамять тексты песен, выставлять неудовлетворительную отметку за невыполнение домашнего задания.
Важным моментом в выполнении домашних заданий является момент представления работы ребёнком и оценка её учащимися-одноклассниками и учителем. Ребёнок, выполняя задание, глубоко уверен, что его работа будет обязательно проверена и оценена, но он также должен осознавать и ещё одну ее значимость – это доставление эстетического наслаждения, не только в процессе его выполнения, но и в момент её представления.
Творческие задания включают в себя: создание рисунков, поделок; танцевальные номера; составление эскизов костюмов персонажей опер, балетов, мюзиклов; оформление афиш программ концертов, коллажей; сочинение стихов, выпуск газет и журналов; драматизацию, инсценирование; создание презентаций, кроссвордов; творческие проекты с последующей защитой и пр.
Особое внимание обращаем на то, что ОУ не обеспечены в полном объеме УМК по предметам художественно-эстетического цикла. Отсутствуют учебники по музыке и искусству в 8-9 классах. В связи с этим, с целью реализации програмного содержания предмета учитель имеет право использовать словари, интернет-ресурсы, доступную учебную и методическую литературу. По предмету «Искусство» рекомендуется использовать электронный учебник (см. Методический банк предметной области «Искусство»).
Допускается использование электронных учебников по МХК 10-11 классы (программа Даниловой Г.И.).
Ромазан О.А., методист
центра качества образования КРИППО

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Shift + Enter или Отправить.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>