«

»

Фев 01

Искусство. 9 класс. “РАЗВИТИЕ ДИЗАЙНА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА”

slide-0

Урок искусства в 9 классе.

Тема: Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества.

Конспект урока, презентация

Цели на уроке:

познакомить с искусством дизайна, историей возникновения и развития, направлениями в дизайнерском искусстве, сформировать представление о значении дизайна в жизни современного общества, воспитывать эстетический вкус.

Задачи урока:

-понимание дизайна как техники художественного проектирования и конструирования различных изделий;

-приобретение первичных представлений о стилях «классицизм», «модерн», «арт-деко», «минимализм», «хай-тек», «китч», «этно» в дизайне интерьера и архитектуре.

Формирование УУД:

личностные – понимание смысла творческих поисков дизайнеров в разработке эстетических ценностей предметов быта;

познавательные – расширение круга впечатлений о функциях дизайна в современной культуре;

коммуникативные – умение отстаивать собственную точку зрения в процессе оценки дизайнерских решений, обоснование выбора собственных художественных предпочтений;

регулятивные – планирование результатов творческой деятельности при выполнении мини-проектов (с. 155),

информационные – умение находить в справочной литературе, Интернете значение новых понятий по учебной теме, подбирать зрительный ряд.

Форма урока: изучение нового материала.

Методы: метод проекта.

Оформление урока:

-презентации;

-таблички с названиями проектных бюро;

-листы А3;

-карандаши (простые, цветные);

-линейки.

Сценарий урока.

  1. Организационный момент:

– приветствие, создание позитивного настроя на творческую работу.

2. Повторение пройденного материала.

а) архитектура современного города;

б) направления в современной архитектуре.

3. Введение в новую тему.

У: Каждый город имеет свое лицо и все большую роль в этом играют дизайнеры. Само слово дизайн появилось на рубеже 19 – 20-х веков.

Дизайн ( от англ. – проект, замысел, чертеж, рисунок) – термин, обозначающий различные виды проектировочной деятельности.

Дизайнеры – это художники, осуществляющие художественное конструирование и проектирование различных изделий, начиная от самой серьезной техники до упаковки продуктов. На каждом производстве дизайнеры стараются придать разным изделиям эстетическую ценность. Существуют разные стили в дизайне и в архитектуре: классицизм, модерн, минимализм, хай-тек, китч, этно – это далеко не полный перечень стилей, существующих в дизайне интерьера и архитектуре.

– Сегодня мы познакомимся с разными стилями дизайна, узнаем отличительные особенности каждого стиля (сообщение делают учащиеся с небольшими проезентациями):

Стиль модерн в дизайне интерьера рубежа XXI – XX веков. Как известно, Стиль модерн в дизайне интерьера возник на рубеже веков, когда технический прогресс в конце XIX в. привнес в Западную Европу новые тенденции в искусстве и архитектуре, возникшие в противовес рационализму XIX в. Это отказ от смешения исторических стилей (эклектики) и поиск современных декоративных форм. Любой новый стиль появляется постепенно из предшествующих стилей, ведь перед человечеством всегда стоят новые задачи, появляются новые конструкции и строительные материалы, а это требует изменения устаревших форм. Популярный стиль модерн в дизайне интерьера имеет черты: трактовка поверхности, плоскости, фактуры, определенная ритмика движения форм, орнаментальный декор и собственная иконосфера. В вещах модерна — вазах, канделябрах, пепельницах, чернильницах, пресс-папье и календарях появляется фигурка женщины, которую можно увидеть в иллюстрациях О. Бердслея, в живописи Г. Климта, в скульптурах О. Родена. Льющаяся вода, и близкие ей образы – символ движения, живого, текучести жизни и изменчивости. С образом женщины связаны грезы, получившие метафизические или мистические черты. Стиль модерн в дизайне интерьера, в архитектуре и искусстве по логике символизм делал все невидимое видимым.

Новый художественный стиль модерн (от фр. «современный», «новейший») имел разные названия в разных странах: «Ар нуво» («art nouveau» – «новое искусство») – в Англии, Бельгии, Франции. «Югендстиль» («jugendstil» – «молодой») – в Германии (получивший название от мюнхенского журнала «Югент», вышедшего в 1896 г. «Сецессион» («sezessionstil» – «уход») – в Австро-Венгрии. «Либерти» («liberty» – «свободный») – в Италии. «Модерниссмо» («modernismo») – в Испании.
Арт деко от французского Art Deco по названию выставки 1925 года в Париже «Art Decoration» – «Декоративное искусство» – зародился в Париже в период между первой и второй мировыми войнами. Двадцатые годы – время поисков и экспериментов в области архитектуры и искусства бытовой вещи в их неразделимой общности. До 1960 годов стиль Арт деко не считался самостоятельным. Его истоки естественным образом уходят в стиль Ар нуво – модерн. Арт деко отчасти продолжил традиции Ар нуво, вместе с тем на него оказали влияние кубизм, американское искусство и дизайн бурно развивавшегося в то время машино – и самолетостроения.

Дизайн Арт деко являлся основой почти всех домашних интерьеров в 20-30-х годах. Простота и геометричность стиля интерьера открыли эпоху массового производства мебели, сделав ее доступной.

Стиль Арт деко сознательно ориентирован на прошлое, стремится к роскоши, и воплощается в сочетании экзотического и примитивного искусств. Арт деко современно и необычно сочетает в интерьере восточные мотивы, элементы старины, совершенно разные материалы вместе с новыми шедеврами искусства первой половины ХХ века, особое предпочтение отдавая кубизму.

Для интерьеров в Арт деко характерны прямые или же ломано-изогнутые линии, четкость и графичность форм. От других стилей интерьера его отличает применение декоративных элементов в виде зигзагов, окружностей, треугольников, солнц, а также скругленные углы, строгие вертикальные линии, «отступающие» формы. Из материалов используются ткани, стекло, бронза, керамика, ковры в кубических узорах. Кроме того, хорошо подходят веера, фонтаны, подиумы, кованые решетки. Также уместна светлая древесина, кожа, мрамор, стекло и хромирование для всех видов домашнего оборудования.

Минимализм в дизайне интерьера это моделирование пространства и освещения с использованием только необходимых предметов мебели, оборудования и т.д. а так же простых геометрических форм в отделке помещения. Наибольшее значение в минимализме в интерьере играет правильно спланированное пространство. Главным отличаем от других стилей – наличие мягкого, рассеянного освещения, ощущение простора, минимум внутренних перегородок, большое количество и площадь окон. Задача минимализма в интерьере – это максимально соединение жилого пространства с окружающим миром.

Основная идея минимализма в интерьере это функциональность. Многопрофильность мебели, оборудования, освещения позволяет избавиться от лишних предметов и освободить пространство для воздуха

Хай-тек (от англ. Hi-Tech – высокая технология) – это стиль, который появился в конце ХХ века в Великобритании, а потом стал очень популярным во многих странах. Его основателем можно назвать Норманна Фостера. Основными чертами этого стиля являются практичность, геометричность, максимально функциональное использование всего пространства и довольно сдержанный декор.

Хай-тек характеризуется большим количеством прямых линий, обилием стеклянных, металлических и пластиковых деталей. Часто используются различные перегородки, которые могут изменять планировку помещения. Этот стиль идеально подходит для просторных помещений, которые разделяются на различные функциональные зоны с помощью перегородок или дверей из небьющегося стекла. Прозрачные двери-купе довольно удобны и функциональны, потому что позволяют отлично экономить пространство. Хай-тек имеет практический смысл, но все-таки подобный дизайн помогает более рационально обустроить помещение, убирая лишние элементы. Данный стиль приносит в интерьер максимум света и пространства, при этом акцент делается на форме и фактуре архитектурных деталей и предметов интерьера, а не на цветовой гамме.

Китч (нем. кitsch), китч — стиль в дизайне и архитектуре, явление массовой культуры, синоним псевдоискусства, с акцентом на эпатаже и экстравагантности, крикливости и броскости в ущерб привычным эстетическим ценностям. Кричащая вульгарность, отказ от правил, стремление выделиться любой ценой — все это интерьерный китч.

Китч вырос из течений постмодернизма, игры в антидизайн, протестных течений в интерьерной моде. Стиль китч – самый спорный и неоднозначно воспринимаемый в дизайне интерьера.

Природа китча и его зарождение связаны с повторением и переосмыслением сложившихся классических образов. Но, как часто бывает, при повторении происходит перебор: другой материал, масштаб, среда и т.д. Самые дорогие материалы, подчеркнутая экологичность, смесь ретро и фантазий о нем. Среди кричащей цветовой гаммы от розового до ядовито-зеленого и фиолетового лидирует агрессивный красный цвет.

Основной идеей стиля была насмешка и отрицание истории и художественных традиций, вкуса и стилей. Принципом выбора становилась откровенная безвкусица, несочетаемость цветов и предметов интерьера.

Для китча характерно присутствие в интерьере элементов разных стилей (кантри и классики), цветовая дисгармония, многочисленные аксессуары, увлечение ширпотребом. Интерьер в стиле китч – всегда вызов – нарочитой тягой к роскоши, внешней «красивости», или, наоборот, отрицанием эстетики.

Китч может породить богатство (псевдо-роскошь) или нищета. Но это всегда желание обратить на себя внимание, выделиться за счет интерьера.

Псевдо-роскошный китч узнаваем по поддельным предметам роскоши, отделочным материалам, имитирующим натуральные, по общему стремлению придать интерьеру вид класса люкс, желанию собрать в одном помещении «всё лучшее сразу».

Стиль китч присутствует и у известных дизайнеров интерьера, как ирония над массовой культурой и неумением отличить красивое от модного, тонкая насмешка над самим понятием стиля и провокация для коллег.

Этно стиль – это возвращение к индейским, индийским, бушменским, арабским, африканским и подобным традиционно национальным элементам в дизайне интерьера. Стиль этника ярко эклектичен. Циновки, скульптуры, ковры, шкуры, чучела животных, предметы культа, утратившие свою функциональность, становятся декоративными украшениями, деталями интерьера. Актуальны косички, стекляшки и бусинки, бахрома, блеск и металлические нити в тканях, ткани-хамелеоны, кожа, мех.

Цвета, узоры, мебель, ткани и украшения, увиденные в разных странах или промелькнувшие в книгах и журналах, рождают богатство дизайнерских идей. Этнический стиль – не воспроизведение конкретного образа, а интерпретация и адаптация притягательных или пробуждающих воспоминания элементов иной культуры. Один или два хорошо подобранных предмета – простые неглазурованные кувшины или табурет из африканской деревни могут положить начало привлекательному и оригинальному дизайн проекту. Используйте богатую палитру экзотических цветов – от горячих сальсовых оттенков Мексики до пряных тонов жженой умбры, коричного и терракотового цветов Северной Африки.

Зачастую понятие этнический стиль ассоциируется с экзотикой. Многие ошибочно считают, что сюда можно отнести лишь африканские статуэтки, японские ширмы или узбекские сюзане (крупные настенные вышитые панно), однако подобное мнение ошибочно.

Этнический стиль в интерьере подразумевает создание обстановки с использованием национального колорита, характерного для традиций того или иного народа, той или иной культуры. Поэтому, скажем, средиземноморский дизайн с его сочными красками, обилием смальты и керамики, блестящими золочеными аксессуарами и ткаными драпировками в той же мере можно назвать этническим, что и японский минимализм или скандинавскую естественность, немецкий прагматизм или индийскую «сказку».

Взаимосвязанными в 20 веке оказались искусство и мода. Модельеры не раз использовали в своих моделях мотивы большого искусства. В то же время и мода диктовала художникам некоторые идеи. Сальвадлр Дали разработал для итальянского Дома моды проекты женских шляпок в виде туфли. Декораторам и художникам по костюмам представилась возможность реализовать свои самые смелые творческие замыслы при создании сценических костюмов для персонажей опер и балетов.

Ландша́фтный диза́йн — искусство, находящееся на стыке трёх направлений: с одной стороны, архитектуры, строительства и проектирования(инженерный аспект), с другой стороны, ботаники и растениеводства (биологический аспект) и, с третьей стороны, в ландшафтном дизайне используются сведения из истории(особенно из истории культуры) и философии[1]. Кроме того, ландшафтным дизайном называют практические действия по озеленению и благоустройству территорий.

В отличие от садоводства и огородничества, основная задача которых имеет сельскохозяйственную направленность (повышение урожайности садово-огородных культур), ландшафтный дизайн — более общая и универсальная дисциплина. Главная задача ландшафтного дизайна — создание гармонии, красоты в сочетании с удобствами использования инфраструктуры зданий, сглаживание конфликтности между урбанизационными формами и природой, зачастую от них страдающей. Стилей в ландшафтном дизайне более 200, но активно используются 19. Сегодня мы рассмотрим классический стиль.

Этот стиль называется еще регулярным, потому что он в основном опирается на понятие симметрии, базируется на устойчивых, проверенных временем канонах классического искусства. Он является аналогом того, что мы имеем в виду, когда говорим о классическом стиле в интерьере квартиры. Главное в классическом стиле ландшафтного дизайна – четкие, геометрические формы: и клумб, и газонов, и линий дорожек. Лучше всего этот стиль будет смотреться на участках большого размера – от 15 соток. Классический стиль ландшафтного дизайна подойдет вам, если ваш участок имеет правильную геометрическую форму и не слишком затенен. За таким садом нужен тщательный уход.

4. Работа над проектами.

У: Сегодня и вы станете дизайнерами. В классе будут работать пять дизайнерских бюро, каждое выберет свой стиль в котором и будут созданы ваши проекты. Предлагаю создать дизайнерские проекты по оформлению школьной площадки, спортивного зала, спортивной площадки во дворе школы, рекреаций гимназии и ландшафтный проект пришкольных территорий. При этом важно помнить о главных принципах дизайна:

  1. Функциональность.

  2. Эстетичность.

  3. Экологичность.

  4. Экономичность.

  5. Гармоничность.

( Класс разбит на пять групп – дизайнерских бюро, каждая из которых представляет свой проект.)

Представление дизайнерских проектов.

5. Итог урока.

У: Вы представили красивые, современные, функциональные проекты, которые непременно найдут свое воплощение в жизни. Может быть кто-то из вас выберет такую замечательную профессию – делать окружающий мир красивым.

Спасибо за работу.

Скачать (PPT, 13.27MB)

 

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Shift + Enter или Отправить.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать эти теги HTML: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>