«

»

Июн 05

Как работать с глиной. Ее виды и свойства.

image (37)Глина – одна из самых распространенных горных пород, довольно сложная и непостоянная по содержащимся в ней минералам и технологическим и физическим свойствам .

#многотекста#

Чистые, без всяких примесей глины представляют собой породы, состоящие из очень маленьких частиц (0,01 мм) пластинчатой формы. Это сложные химические соединения, в состав которых входят кремний , алюминий и вода, причем глиняные частицы не только могут включать в себя воду, но и удерживать ее вокруг себя в виде тонких прослоек.
Глина образуется из полевого шпата в результате выветривания. Вместе с кремнеземом она может остаться на том месте, где появилась. Такая глина называется первичной, или каолиновой, так как она содержит каолинит – глинообразующий минерал, белый по цвету и огнеупорный.
Первичная глина встречается в природе редко. Чаще всего в местах образования ее размывает вода, которая и переносит эту горную породу в другое место, где она задерживается на время, достаточное для того, чтобы образовать вторичные пласты. Случается, что после вторичного отложения глина вновь вымывается водой после какого-нибудь геологического катаклизма и перемещается на новое место. В это время к ней могут примешиваться различные примеси.
Палевые шпаты бывают различного происхождения, соответственно, каолины также очень разнообразны по характеру глинистого вещества, по количеству и составу примесей.
В каолинах всегда есть кварц, слюда и неразложившийся шпат, во вторичных глинах примесей гораздо больше, в частности в них находят углекислые соли кальция и магния, песок, серный колчедан , окисные
соединения железа, гипс, органические остатки.
Гончар – одна из древнейших профессий . Раньше многие этих ремесленников считали почти что колдунами, так как при работе мастера непосредственно соприкасаются с материалом, передают изделию свой характер, натуру.
Разнообразие в составе глин очень важно с технической точки зрения, так как оно влияет на основные свойства материала, делая его пригодным для различных технических целей.

Самыми важными свойствами глины являются:

способность соединяться с водой, образуя тонкие взвеси и вязкое
тесто;
способность набухать в воде;
способность в сыром виде принимать и сохранять форму после высыхания, т. е. пластичность материала;
клейкость;
связывающая способность;
способность не пропускать влагу после насыщения определенным количеством воды.
декоративный узор из глиныИтак, сухая глина может поглощать достаточно большое количество воды и затем удерживать ее между своими частицами. Когда она намокнет до определенной степени, то перестает пропускать воду и становится водонепроницаемой. В то же время она превращается в массу, которую можно размять, перемешать. Из нее можно вылепить что-либо, что сохранит свою форму после высыхания.
Глину можно смешивать с другими материалами, например с песком, при этом она сохранит свою пластичность в меньшей или большей степени (все зависит от содержания в ней пластичных веществ). Так, при смешивании с песком пластичность глины уменьшается. Эта способность называется связывающей. Надо отметить, что сами глины обладают разной степенью пластичности и связанности. Пластичные могут удержать больше воды, чем менее пластичные, но при этом им требуется намного больше времени для насыщения водой.
Все глины по степени пластичности можно разделить на несколько групп – от непластичных до высокопластичных.
Малопластичные и непластичные глины называют тощими, а глины с высокой пластичностью называют жирными, так как в замоченном состоянии они кажутся жирными на ощупь.
Другим важным свойством данного материала считается его отношение к обжигу и высокой температуре. По возможности принудительной сушки без образования трещин глины делят на следующие категории : высокочувствительные, чувствительные и малочувствительные. По спекаемости пор в обожженном и отформованном образце глины классифицируются на три группы – от не-спекающихся до сильноспекающихся.
Если в эту горную породу добавить воду, а затем удалить ее, не нагревая, то эти действия никак не повлияют на химические свойства материала. Если же намоченную и отформованную глину подвергнуть высокотемпературному нагреванию, то ее в химическом составе произойдут глубокие изменения. При средней температуре материал не потеряет своей пористости и способности впитывать влагу, но при этом он не сможет изменять свою форму при соприкосновении с водой, т. е. он отвердевает. Такое состояние называют черепком. Твердость черепка возрастает с повышением температуры. При очень высокой температуре глина плавится и принимает стеклообразный вид, при этом она теряет свою пористость, становясь такой твердой, что при ударе о металлический предмет искрит.
Температура, при которой порода становится твердой, для разных сортов различна и зависит от примесей, которые в ней содержатся. Как уже было сказано выше, глина состоит из глинозема и кремнезема. Последняя составляющая плавится при более низких температурах, чем глинозем, а смесь этих компонентов плавится даже легче, чем кремнезем. Таким образом, если глину смешать с кремнезом, то ее огнеупорность снизится, но только до определенного уровня, после этого предела данный показатель, напро тив, будет увеличиваться, а добавление глинозема
всегда поднимает огнеупорность. Иногда для понижения огнеупорности в материал специально вводят различные примеси, например известь, закись и окись железа, магнезию, щелочи и иное, причем даже в самые незначительные количества могут изменять свойства глины.
Ваза из глиныГлина бывает разнообразной по окраске – белой, голубоватой, серой, зеленоватой, красной, всевозможных оттенков желтого, коричневой, темно-синей, черной.
На Украине белой глиной белили стены и печи. Если же люди хотели придать стенам цвет, они использовали красную, желтую, синюю глину. Таким образом, глина обладает красящей и кроющей способностью.
Естественный цвет горной породы может меняться при обжиге в зависимости от примесей. Если в глине содержатся соединения железа (в любом количестве), то после обжига она приобретет кирпично-красный цвет, который при высокой температуре становится более темным, а при очень высоких ее значениях приобретает зеленый или даже черный оттенок.
Если вместе с окисью железа в глине есть мел (угле-кальциевая соль), то при слабом обжиге она становится красной, при спекании -ярко-красной с оттенками от темно-желтого до беловатого.
Если в ней содержится не менее 3-3,5 % мела на каждый процент окиси железа, то глина окрашивается в желтый цвет, причем чем ниже температура, тем светлее оттенок. Кроме того, оттенок становится светлее, если содержание мела превышает указанное соотношение, а при высокой температуре он темнеет. При малом содержании мела чистого желтого цвета не получается – он будет промежуточным и некрасивым.
Итак, все глины можно отнести к одному из четырех видов:
к огнеупорным (непластичную и белую пластичную);
к плавким (сукновальную и гончарную); к известковым (кирпичную и мергель);
к охристым (охру, болюс).
Для керамического производства сукновальная глина не подходит,
так как она распадается в воде в тонкий порошок, пластичной массы не получается, зато она хорошо впитывает жиры, поэтому ее применяют при валянии сукна. Собственно, отсюда ее название. Кроме того, ее подмешивают к гончарной глине, если та излишне пластична.
Охру и мергель также не используют в керамике. Обыкновенная кирпичная глина – это смесь глины с кварцевым песком и охрой, иногда известью. Она бывает бурого или желтого цветов, практически непластична и неогнеупорна.
Для керамики более всего подходит гончарная, или горшечная, глина, которая очень пластична и в смеси с водой образует тягучую массу. Цвет ее бывает разным, обычно очень интенсивным, при обжиге она сохраняет свою окраску, почти всегда содержит железо и известь.
Обыкновенная гончарная глина встречается буквально всюду, кроме того, в одной и той же местности можно обнаружить несколько ее разновидностей. В сухом виде она представляет собой твердую, плотную и шероховатую массу, которая в смеси с водой становится липкой, пластичной, с характерным запахом.
В этом виде глины всегда содержится кварцевый песок, массовая доля которого может составлять от 5 до 15 %. Наилучший вариант для лепки – это та глина, в которой содержится 5 % кварцевого песка. Может быть полезно наличие небольшого количества окиси железа и углекислой извести, так как благодаря им изделия обжигают при более низких температурах. Однако следует избегать значительной примеси извести, особенно в виде маленьких кусочков.
Если в глине содержится более 15 % песка, то изделия из нее будут непрочными, их края быстро начнут осыпаться, поэтому к данному материалу надо добавить жирную глину.
При производстве цветочных горшков часто к тощей глине для прочности добавляют растительные материалы , например древесные опилки, торфяной порошок, мякину, мелкорубленую солому, порошок древесного угля, так как смешивать тощую глину с жирной экономически невыгодно.
При работе с глиной очень важно знать, насколько она пригодна для лепки. Самый лучший способ это узнать – сделать механический и химический анализы, что в домашних условиях невозможно, так как для этого нужна специальная лаборатория. Тем не менее определить степень пластичности и огнеупорности материала можно с помощью более простых и доступных методов.
Для этого можно сделать из глиняного теста, замешанного на воде, брусок и оставить его высыхать в естественных условиях. Затем высохший кусок глины надо положить в воду и посмотреть, как быстро он насытится водой и как сильно при этом деформируется. Тощие глины очень быстро рассыплются в порошок, тогда как жирной глине потребуется много времени для насыщения влагой, а деформации практически не наблюдается.
При работе с глиной надо помнить о том, что пластичные глины бывают жирными, а непластичные – тощими. Жирность материала определяют даже на ощупь.
Пластичные глины обычно обладают высокой степенью огнеупорности. Пробным обжигом небольшого куска глины можно определить степень огнеупорности. Легкоплавкая глина имеет стекловидный излом, более сильная по огнеупорности глина в изломе будет землистой. Огнеупорная глина после обжига растирается в порошок.
Установить уровень пористости можно с помощью обожженного черепка, который взвешивают и кипятят в воде до тех пор, пока из него не перестанут выделяться пузырьки воздуха. После этого его вынимают из воды, остужают, вытирают и взвешивают. Разница в весе покажет, сколько воды впитал в себя черепок. Чем больше ее количество, тем выше пористость глины.
Свойства глины изменяют в зависимости от того, какая именно требуется для изготовления того или иного изделия. Например, добавляя жирную глину, увеличивают пластичность массы, примесь с сильно выраженной пористостью соответственно увеличивает пористость материала.
Повысить пластичность глины другими примесями, кроме самой глины, невозможно, а вот понизить ее совсем несложно. Это бывает совершенно необходимо, если масса слишком жирная, прилипает к инструментам и форме и трудно отстает от них, кроме того, при высыхании изделие из такой глины становится намного меньше, что сильно затрудняет сушку, так как на поделке появляются трещины, она сильно деформируется. Для понижения жирности в глину можно добавить песок, камень, размолотый в порошок, обожженную и размолотую глину. При этом надо помнить, что эти материалы будут также влиять и на пористость материала.
Чаще всего к глине добавляют песок как самый доступный и дешевый материал. Предпочтение отдают песку с острым зерном, который добывают в карьере, круглозернистый речной или морской песок для примесей подходит хуже, а илистый песок для этого совсем не годится. Вместо песка используют кремний и молотый кварц, которые особенно хороши в том случае, если необходимо снизить усадку изделий при сушке. Органические вещества прибавляют к глине для увеличения пористости, так как во время обжига они выгорают и на их месте остаются пустоты.
Существует огромное количество разновидностей глин , но в промышленности применяют следующие виды:
каолин- глина белого цвета, состоящая из минерала каолинит. Используется как сырье для изготовления бумажной и фарфорофаянсовой промышленности ;
огнеупорные глины белого или серо-белого цветов, иногда с желтоватым оттенком, состоят из каолинита и гидрослюды. Бывают разной степени пластичности. Их используют для изготовления огнеупорной и фарфорофаянсовой посуды;
кислотоупорныеглины являются разновидностью огнеупорных глин, в них содержится небольшое количество железа, кальция, магния и серы. Применяют для изготовления химических фарфорофаянсовых изделий ;
формовочные глины также являются разновидностью огнеупорных глин . Они обладают повышенной пластичностью и связующей способностью. Чаще всего используются как связующий материал при
изготовлении форм для металлургического литья;
цементные глины имеют разный минеральный состав и бывают различных цветов. Их применяют при изготовлении портланд цемента;
  • кирпичныеглины относятся к легкоплавким , в них содержится довольно много кварцевого песка, бывают разного цвета. Их используют для изготовления кирпича;
бентонитовые глины содержат монтмориллонит, разны по цвету, сильно набухают в воде. Их применяют для очистки смазочных и растительных масел, нефтепродуктов, при бурении скважин .
Глины в природе распространены широко и залегают чаще на небольшой глубине, поэтому они считаются дешевым минеральным сырьем. Однако перевозить их экономически невыгодно, поэтому обычно их используют на месте (например, все черепичные и кирпичные заводы строят на месте выработки). Однако есть и редкие виды глин -бентонитовые и все белые глины.

Другие материалы, использующиеся для лепки

В настоящее время магазины для творчества предлагают много разных материалов для лепки, поэтому имеет смысл разобраться, чем же они отличаются от глины, которая является самым древним из них и всегда популярна у детей, несмотря на то, что пачкает руки и не такая легкая в работе, как пластилин .
Пластилин
Самым известным и распространенным материалом для лепки является пластилин , который прекрасно подходит для изготовления фигурок.
Он довольно липкий , все детали фигурки прекрасно соединяются и держатся, так что ребенок после занятия может поиграть со своей поделкой и у нее ничего не отпадет.
Цветовая палитра пластилина также достаточно богата, но лепка из
него требует соблюдения определенных правил.
Итак, перед тем как начать что-то лепить, его надо хорошо размять в руках, чтобы он стал мягким, что не под силу ребенку 2-2,5 лет.
При работе с пластилином, особенно с отечественным, руки и поверхность стола сильно пачкаются, а удалить его остатки довольно трудно и можно только горячей водой, поэтому для лепки из этого материала желательно завести специальную доску. Кроме того, он прилипает и к формочкам , скалке, стекам . Во время лепки следует приучить ребенка вытирать руки специальной салфеткой.
В последнее время начали выпускать восковой пластилин , который пластичнее и мягче обычного. Из него хорошо составлять различные панно.
Существует еще одна разновидность – мягкий пластилин , который изготавливают из крахмала, пшеничной и рисовой муки и окрашивают растительными красителями. Этот материал не надо разминать, он не пачкает рук, не прилипает к формочкам и рабочей поверхности. Однако детали , вылепленные из него, крепятся друг к другу довольно плохо, для этого места соединений необходимо обработать стекой.
Полимерная глина, или паста для моделирования
Пасту для моделирования создали сравнительно недавно. По своим свойствам она похожа на натуральную глину, т. е. такая же пластичная, приятная на ощупь, легко разминается.
Существуют два вида пасты. Первая не требует обжига и через некоторое время затвердевает на воздухе, вторую обжигают в обыкновенной духовке при определенной температуре, которая указана на упаковке.
Пасту для моделирования изобрела Фифи Мозаик в 30-х гг. ХХ в. в Германии . Этот материал предназначался для изготовления голов кукол, но широкое распространение он получил только во второй половине 1960-х гг.
Паста для моделирования бывает белой и терракотовой.
Расцветка полимерной глины очень разнообразна. Кроме того, после высыхания изделие можно раскрасить акриловыми красками.
Этот продукт уже полностью готов для лепки, его не нужно вымешивать, как глину.
Масса для лепки
Масса для лепки является разновидностью усовершенствованной глины для творчества. Она очень популярна благодаря своим необыкновенным свойствам – пластичности, легкости, упругости, мягкости и бархатистости. Она не прилипает к рукам . По пластичности ее даже сравнивают с жевательной резинкой, кроме того, она хорошо растягивается.
Массу для лепки выпускают различных цветов, которые можно смешивать для получения разнообразных оттенков. А если из нее скатать шарик и метнуть им в твердую поверхность, то он отскочит, как мячик.
Поделка из данного материала высыхают в течение 6 ч. Если необходимо что-то исправить, то можно завернуть ее в мокрую ткань или сбрызнуть из пульверизатора.
Массу для лепки хранят в плотно закрытой баночке или пакете. При потере эластичности ее можно смочить водой и подержать в герметично укупоренной емкости. Через некоторое время все свойства материала восстановятся.
Паста папье-маше
Паста папье-маше предназначена для изготовления объемных или плоских фигур с использованием в качестве основы любых предметов. Она легкая, пластичная и не пачкает рук, довольно долго высыхает, а потому поделку можно исправить, немного намочив. Высохшие поделки можно раскрашивать.
Материал уже полностью готов к применению, однороден по своей массе. Остатки пасты можно положить в пакет, плотно закрыть его и убрать в холодильник.
Тесто
Соленое тесто для лепки – очень популярный у детей материал, который к тому же можно приготовить самостоятельно, взяв муку и соль в соотношении 1: 1 и добавив немного воды. Сейчас даже можно купить готовое тесто для лепки в магазине.
Тесто мягче пластилина и глины, а потому оно подходит для маленьких детей. Его можно раскатывать и вырезать из него с помощью формочек различные фигуры, причем работать с использованием формочек лучше всего именно с этим материалом.
Тесто для лепки твердеет при высыхании , но по большей части поделки сушат в духовке. Изделие из белого теста раскрашивают и покрывают лаком. Можно лепить и из уже окрашенного материала, однако его остатки при смешивании приобретут серо-коричневый цвет. Окрашивать тесто можно пищевыми красителями в стадии замешивания. Тесто можно хранить в пакете в холодильнике.
Шариковый пластилин
Шариковый пластилин – очень необычный материал, состоящий из маленьких шариков, соединенных между собой клеевым раствором. Он не липнет к рукам , а склеивать вылепленные элементы между собой очень просто – для этого достаточно приложить их друг к другу. Кроме того, он хорошо скрывает различные неровности на поделках, а для изготовления мелких деталей, например глаз или носа, надо просто взять шарик и прикрепить на нужное место.
Шариковый пластилин бывает высыхающим и невысыхающим , мелкозернистым и обычным, и даже с блестками и неоновым. Высыхающий пластилин твердеет в течение 24 ч.
Однако изделия из этого материала всегда очень хрупкие даже после того, как высохнут, поэтому для игры и поделок он не подходит. Зато из него можно делать витражи, рамочки для фотографий .
Плавающий пластилин
Плавающий пластилин хорош в работе, не прилипает к рукам , не высыхает и отлично смешивается. Кроме того, его можно использовать не 1 раз.
Фигурки из этого материала не тонут в воде, поэтому с ними можно играть , принимая ванну.
Пластилин-дерево
Пластилин -дерево – это паста для лепки коричневого цвета с имитацией текстуры дерева. Материал легко разминается, из него можно вылепить мелкие детали .
Поделки получаются легкими и могут держаться на воде. Высыхают за сутки, после чего их можно раскрашивать акриловыми красками и гуашью, а чтобы они со временем не размокли в воде, их надо покрыть лаком.
Гипс
Гипс – белый порошок, который получают при термической обработке гипсового камня с последующим его измельчением. Для творческих работ гипс должен быть белым, свежеобожженным, без примесей песка и слежавшихся кусков.
При смешивании с водой гипс быстро схватывается и твердеет через 30 мин , а при повышенной температуре этот процесс ускоряется, поэтому работать с этим материалом довольно сложно.
Существует мнение, что глина имеет свое биополе, которое
оказывает благоприятное воздействие на биополе человека. Возможно, именно поэтому при работе с этим материалом возникает особое состояние сосредоточенности и расслабленности одновременно.
Исправить поделку после схватывания материала или повторно использовать гипс невозможно. Он сохраняет свою пластичность только в первые 10 мин после добавления воды, поэтому что-то сделать из него возможно только в этот момент.

Приготовление глины для лепки. Основные этапы работы с глиной

Глину для лепки можно купить в художественных салонах, где она продается в готовом виде в брикетах разного объема (от 0,5 до 3 кг). Держать ее надо в запечатанном виде, чтобы сохранить влагу. Однако магазинная глина – дорогое удовольствие, хватит ее только на небольшие поделки. В хозяйственных магазинах можно приобрести сухую голубую глину, которая расфасована в пакеты по 3 и 5 кг.
Глина от разных поставщиков бывает разного качества. Если в ней есть примеси в виде камешков или крупного песка, то ее надо просеять. Кроме того, глиняное тесто из нее необходимо замешивать за 1-2 недели до начала работы, чтобы оно вылежалось.
Можно поискать глину в местах ее залегания. Обычно она располагается в карьерах, низменных местах или на крутых склонах холмов, по берегам небольших водоемов, на обочинах дрог. Ее состав и цвет могут быть разными. Состав глины проверяют с помощью воды и кислоты. О проверке водой речь шла выше, что же касается кислоты, то при соприкосновении с глиной она не должна вскипать.
На пластичность глину можно проверить, скатав из нее жгутик и свернув его в колечко. Если на нем не появится крупных трещин , то значит, материал обладает хорошей пластичностью. Другие качества можно проверить только после обжига.
Приготовление глиняного теста
Перед работой природную глину надо тщательно подготовить. Для начала разбить на очень маленькие кусочки, высушить и залить горячей водой. Когда она набухнет, ее следует выложить на стол, застеленный тканью, и периодически переминать и переворачивать. Когда лишняя вода уйдет, материал будет готов к работе.
Если в глине содержатся примеси, то перед смешиванием с водой ее надо очистить. Для этого ее продавливают через мелкую сетку, когда она будет в пластичном состоянии , или в сухом виде очищают руками, отщипывая маленькие кусочки и перетирая их. Кроме того, можно поместить глину в металлическую емкость, залить водой, хорошо размешать до консистенции жидкой сметаны и дать отстояться в течение 2 ч. За это время тяжелые примеси осядут на дно посуды. Затем глину следует осторожно слить, не разбалтывая, и подсушить, чтобы лишняя вода испарилась, а оставшийся на дне емкости осадок выбросить.
Материал можно долго хранить в ведре, бочке или любой другой емкости, заполнив ее на две трети, залив сверху водой, накрыв мокрой тряпкой, а затем крышкой.
Самостоятельно готовить глиняное тесто довольно сложно, поэтому обязательно надо знать о свойствах глины, которые изложены в первой части данной главы.
Тесто перед лепкой следует хорошо промять на столе, предварительно подложив деревянную доску, или на кафельном полу, застелив его прочной тканью или клеенкой. На этом этапе может понадобиться скрипичная или гитарная струна, длина которой должна быть немного больше ширины плеч. К ее концам надо прикрепить ручки, сделанные из деревянных брусочков. Этим инструментом разрезают глину.
Струна
Месить глину надо руками, затем ее следует хорошо промять, даже если она была приобретена в магазине в готовом виде. Непосредственно перед лепкой глину отбивают, чтобы удалить из нее все пузырьки воздуха.
Следы от пузырьков воздуха в глине
Готовую глину проминают небольшими кусочками, которые затем скатывают в шар, расплющивают его в лепешку, тщательно разминая пальцами и удаляя, если есть, все комочки. После этого пласт глины сворачивают в рулон. Все эти действия повторяют 5 раз.
Качество глины по мере выдержки улучшается. Глиняное тесто со временем может приобретать неприятный запах, но это не означает, что материал испортился. Напротив, чем хуже запах, тем выше его качество.
Далее глину необходимо отбить, постукивая по ней ладонями и перебрасывая из одной руки в другую. Делать это нужно в течение 5­10 мин .
Голубую сухую глину заливают водой так, чтобы она полностью покрывала материал. Приступать к замесу можно только после того, как глина впитает всю влагу. Глиняное тесто надо вымесить до состояния пельменного – это самый трудоемкий процесс. Тесто должно быть крутым, пластичным и не липнуть к рукам .
После замеса тесто необходимо отбить. Относительно того, как это сделать с небольшим количеством теста, было рассказано выше, для обработки большого куска глины поступают иначе. Сначала кусок теста уплотняют колотушкой или скалкой, далее струной нарезают глину тонкими пластами, в которых видны пузырьки воздуха.
Пласты теста ударяют ладонью, выбивая воздух. Можно также срезать куски теста под углом к столу и с силой кидать один на другой, чтобы верхний ком теста врезался в нижний. Броски повторяют не менее 25 раз, каждый раз поворачивай нижний пласт на 90°.
Первый способ отбивания теста
Если тесто получилось слишком жидким, надо дать ему подсохнуть, что займет определенное время, или добавить немного сухой глины.
Можно воспользоваться и другим способом. Для этого кусок теста уплотняют колотушкой, нарезают струной тонкие пластинки, складывают их в кучу и снова уплотняют с помощью колотушки, после чего повторяют
Второй способ отбивания теста
Следующий способ немного похож на первый. В данном случае тесто необходимо скатать в шар и со всей силой ударить его об стол, чтобы он сплющился, после чего кусок теста надо разрезать на две части при помощи струны .
Во время сушки маленького изделия его можно проколоть в незаметных местах иголкой, чтобы пузырьки воздуха вышли , иначе при обжиге могут возникнуть разрывы.
Верхнюю часть перевернуть срезанной стороной вверх и бросить на стол со всей силой. Затем на нее бросить нижнюю, не переворачивая ее.
Третий способ отбивания теста
Декоративная ваза из глины своими руками

Декоративная ваза из глины своими руками

Итак, воспользоваться можно любым из приведенных способов. Если же обжига не предполагается, то приминание теста можно упростить.
Готовое тесто хранят, завернув во влажную ткань и упаковав в полиэтиленовый пакет, в прохладном месте. Готовая для лепки глина должна быть пластичной, мягкой, чистой, отбитой.
Сушка изделия
После лепки поделку надо высушить и обжечь, чтобы придать изделию прочность. Во время сушки большая часть воды испаряется, поэтому данный процесс должен протекать равномерно и постепенно, иначе поделка деформируется или расколется.
Поделку надо уставить на деревянную подставку, также можно подстелить под нее газету для впитывания влаги. Нельзя оставлять изделие на сквозняке и под прямыми солнечными лучами, так как при резких перепадах температуры на нем могут появиться трещины.
Время сушки зависит от размера изделия. При комнатной температуре поделка сушится в течение 1-2 недель. В первые 2-3 дня ее сушат в полиэтиленовом пакете, время от времени открывая его. Когда глина станет плотнее и приобретет более светлый оттенок, изделие вынимают из пакета.
На последнем этапе процесс сушки можно ускорить, поместив изделие в более теплое место, например, в духовой шкаф или печь, но так, чтобы на поделку не попадали потоки теплого воздуха. Далее температуру постепенно понижают, не вынимая поделку до тех пор, пока она не остынет полностью.
Высушенное изделие становится легче, светлее и тверже. Однако при такой сушке поделка не будет такой же твердой, как при обжиге.
При разных температурах глина теряет влагу, находящуюся в различных состояниях. Например, при температуре 11 °С из нее уходит только гигроскопическая влага. Если температуру повысить до 25 °С, то испарится конституционная влага, которая находится между частицами глины. Свыше этой температуры глина теряет кристаллизационную влагу, и ее частицы уже не могут присоединить к себе воду.
Перед обжигом изделие можно еще раз просушить в печи и зачистить мелкозернистой наждачной бумагой, а образовавшуюся глиняную пыль удалить щеткой или кистью.
Обжиг изделия
При обжиге испаряется оставшаяся часть влаги, затем запускается процесс остекловывания, и глина становится жесткой, прочной и неспособной присоединять воду. В настоящее время для обжига удобно использовать электрические муфельные печи, которые бывают различных размеров и не требуют установки специальной отдушины.
Обжигают изделия в течение длительного времени. В электрической муфельной печи сушку изделия можно совместить с обжигом, постепенно повышая температуру (в первые 2 ч до 200 °С), затем через каждый час температуру поднимают на 100-150 °С и доведет до 1100 °С.
При температуре 400 °С выгорают все органические вещества, присутствовавшие в материале. При 500 °С испаряются остатки жидкости,
которая осталась в глине после сушки. Свыше 600 °С происходит процесс остекловывания, а при температуре 900 °С изделие закаливается. Через некоторое время температуру постепенно снижают.
Нельзя вынимать изделие из печи, пока оно не остынет, в противном случае оно может расколоться. Все поделки в печи расставляют таким образом, чтобы они не соприкасались друг с другом и нагревательными элементами, иначе изделия могут разрушиться во время процесса.
Можно обжигать изделия в русской печи, поставив на противень и не допуская их соприкосновения с углями.
Работа с глиной оказывает определенное психотерапевтическое воздействие на состояние ребенка, так как в своих поделках он выражает все свои переживания, эмоциональные проблемы, которые часто бывают неосознанными и невыразимыми.
В домашних условиях поделки на последнем этапе сушки можно поставить в духовку, а обжигать на газовой плите, поместив в чугунную сковороду и плотно закрыв ее крышкой. Сковороду нагревают, постепенно повышая, а затем понижая температуру. Крышку нельзя снимать до полного остывания изделия. Однако такой обжиг, к сожалению, не всегда дает хороший результат.
В крупных городах изделия можно отнести в специальные организации , которые занимаются обжигом глиняных изделий , например творческие студии или учебные центры.

Необходимые материалы для работы с глиной

Прежде чем приступать к изготовлению изделий , необходимо оборудовать место для работы с глиной. Итак, для того чтобы защитить стол от грязи, надо застелить его клеенкой. Раскатывать глину и лепить из нее лучше всего на деревянной доске, так как она хорошо впитывает влагу и материал к ней не прилипает. Для этих целей можно приспособить обыкновенную разделочную доску.
Для работы с глиной требуются специальные инструменты -деревянные стеки, которые могут иметь разнообразные форму и размеры и быть острыми, как ножи, с петлями из проволоки, металлическими наконечниками.
Стеками выбирают глину внутри формы, выравнивают саму форму, снимают излишек материала.
Стеки
Стеки-петельки нужны для моделирования изделий. С их помощью снимают излишек материала с деталей, кроме того их используют для полировки изделий на гончарном круге.
Стеки-петельки
В самом начале вы можете купить только стеку № 1 и № 2 с плоской и круглой формой лопаточки, заточенной с двух сторон. По мере роста
мастерства вы сами решите, какие стеки вам еще нужны. Можно также купить для начала набор пластмассовых стек, это экономичней, но не так удобно.
Во время работы постоянно под рукой должны быть миска с водой, в которую можно обмакнуть пальцы, резиновый скребок или губка для сглаживания неровностей поделки в сыром виде и мягкой полировки в сухом (для этих целей можно взять обычную для мытья посуды), салфетка для поддержания рук и стек в чистоте. Кроме того, влажными салфетками оборачивают незаконченные работы, чтобы не дать глине высохнуть.
Как уже было сказано выше, для разделения глины понадобится струна с ручками, которую можно заменить проволокой.
Для устранения шероховатостей и удаления неровностей понадобятся наждачная бумага или рашпиль.
Заостренным конусообразным металлическим лезвием штихеля можно делать отверстия различной величины, а металлическими скребками (циклями) выравнивать поверхности поделок.
Клюшками выполняют резьбу и удаляют лишнюю глину с подсохшего изделия. Гребнем можно создать орнамент на мягком материале.
Гребень, штихели, цикли, клюшки, струна, скребок, рашпиль, гребень, салфетка
Для раскатывания пластов глины нужна деревянная нелакированная скалка диаметром 5 см. После применения с инструмента необходимо сразу же соскоблить остатки глины и протереть его мягкой тряпочкой.
Рейки-шаблоны понадобятся для качественной обработки глины с помощью скалки.
Скалка, доска и рейки
Для декорирования изделий потребуются мягкие и жесткие кисти, кроме них, можно использовать помазок для бритья, зубную щетку, словом все, что подскажет фантазия.
Кисти
Щипцы для глазуровки нужны каждый раз, когда изделие покрывают глазурью, так как благодаря им на поверхности обработанного изделия не остаются следы рук.
Щипцы для глазуровки
Для опрыскивания комков глины и готового изделия во время сушки, чтобы этот процесс протекал равномерно, нужен пульверизатор.
Многие мастера самостоятельно вырезают стеки для работы той формы, которая им удобна. Кроме того, во время лепки с детьми можно использовать любые предметы, которые подскажет воображение, например вилку, колпачки от фломастеров, стержни для шариковых и гелиевых ручек, чеснокодавилку и др.
Пульверизатор и миксер
С помощью строительного миксера можно перемешать большие куски глины. Также это можно сделать дрелью со специальной насадкой для замешивания раствора.
Для изготовления горшков, ваз, чашек и другой посуды нужен гончарный круг. Круги бывают разного размера, с электрическим или механическим приводом. Его можно приобрести позже, если ребенок действительно увлечется гончарным делом.
Гончарный круг
О печи для обжига было сказано выше. Вопрос о ее приобретении следует решать в каждом конкретном случае, ведь прибор это недешевый.

Основные приемы работы с глиной

Ребенка, который впервые начал работать с глиной, необходимо научить основным приемам работы с пластическим материалом.
Разминание- надавливание пальцами и руками на кусочек глины.
Отщипывание- отделение маленьких кусочков глины от большого куска при помощи указательного и большого пальцев. Сначала кусочек прищипывают, затем отрывают.
В Англии в Средние века глину, из которой делали домашнюю утварь, называли «pyg». В таких горшках люди часто хранили деньги и называли их «pygg jar», постепенно это слово видоизменилось в «pig bank». Скорее всего именно поэтому копилки стали делать в виде свиньи.
Сплющивание- сжимание куска глины для придания ему плоской формы.
Маленький кусочек глины сплющивают с помощью пальцев. Большой кусок придавливают к поверхности стола всей ладонью.
Скатывание- формирование шариков разных размеров между ладонями или ладонью и поверхностью стола круговыми движениями.
Раскатывание- формирование жгутов между ладонями или ладонью и столом движениями вперед-назад.
Вдавливание- изготовление деталей на глине путем нажатия пальцами.
Разрезание- деление куска глины с помощью стеки.
Соединение деталей- прикладывание деталей друг к другу с небольшим придавливанием.
Заострение- оттягивание пальцами одного конца жгута и его раскатывание, чтобы он стал острым.

При работе с глиной есть свои особенности, о которых нужно знать, чтобы изделие получилось красивым.

Во-первых, создавая поделку из глины, надо работать двумя руками, чтобы сразу оформлять и правую, и левую стороны поделки и более органично связать все в единое целое.
Во-вторых, для лепки надо использовать специальные инструменты (например, стеками можно удалять лишнюю глину, выполнять мелкие детали , присоединять мелкие части к крупным, заглаживать отдельные части поделки).
В-третьих, изделие в процессе лепки надо осматривать со всех сторон, чтобы пропорции и соотношения частей изделия были верными. В-четвертых, соединяя детали , сначала на них ножом, стекой или зубочисткой делают насечки в виде сеточки. Затем их смазывают шликером (это глина, разведенная до состояния жидкой сметаны) и присоединяют друг к другу, примазывая их с двух сторон влажным пальцем или стека. Для соединения деталей при изготовлении посуды раскатывают жгуты, которые при наложении разглаживают в обе стороны в месте соединения, благодаря чему оно будет прочным, а шов -незаметным. В завершении шов можно загладить влажной губкой.
В-пятых, если закончить работу в один прием не удалось, то поделку необходимо завернуть во влажную тряпку и положить в полиэтиленовый пакет. Глина при таком способе хранения не засохнет, и работу можно будет продолжить позже.
В-шестых, по окончании лепки все изделие нужно слегка обтереть влажной губкой или кисточкой, после чего высушить и обжечь. Украсить его можно как в процессе лепки тиснением и присоединением декоративных элементов, так и после обжига, расписав уже готовое изделие глазурью или красками.

Способы лепки

Итак, существует несколько способов лепки:
конструктивныйспособ подразумевает изготовление предмета из нескольких деталей, начиная с самой крупной части. Например, при выполнении человека в первую очередь следует вылепить туловище, затем ноги, руки, голову и т. д.
Все детали сравнивают по величине и пропорциональности, парные лучше всего лепить из заранее заготовленных одинаковых кусочков глины. Все части присоединяют к изделию постепенно. В последнюю очередь изготавливают самые мелкие детали. Так, например, лепят дымковские игрушки;
при пластическомспособе лепки все детали вытягивают из одного куска глины, поэтому он подходит только для изготовления простых по силуэту фигурок, например уточки, петушка, птички-невелички и других животных филимоновской и каргопольской игрушки. По этой же причине фигурки, вылепленные пластическим способом, передают образы условно;
комбинированныйспособ объединяет первые два. Например, дымковский индюк изготовлен из цельного куска глины, но голову и хвост лепят отдельно и присоединяют к туловищу птицы в последнюю очередь. Обычно этот способ применяют для создания композиционных работ;
рельефная лепка- это нанесение рисунка на раскатанный пласт глины, толщина которого не менее 0,8 см, а поверхность гладкая и ровная.
Сырую глину перед работой требуется немного подсушить. Рисунки наносят несколькими способами. Первый способ можно выполнить стекой, зубочисткой, кончиком ножа.
Рельефная лепка (первый способ)
Второй способ рельефной лепки состоит из наложения на пласт глины шариков, жгутиков, полос и т. д.
Рельефная лепка (второй способ)
Третий способ рельефной лепки – это выбирание глины. Для этого берут пласт глины толщиной не менее 3 см и стекой наносят рисунок. Затем с поверхности пласта со всех сторон рисунка снимают одинаковый слой глины. Таким образом, рисунок получается выпуклым.
Посуду изготавливают при использовании других способов лепки. Итак, это техника отщипывания, кругового налепа, спиральная техника и ленточный способ.
Отщипываниевыполняют разными способами. Так, при лепке из шара в середину заготовки вдавливают большой палец, чтобы углубить и
расширить стенки чашки, толщина которых должна быть одинаковой. Форму стенкам придают указательными пальцами, перемещая их навстречу друг другу с внутренней и внешней стороны.
Крупные сосуды можно выполнить путем кругового налепа, подготовив основание изделия, на котором следует сделать насечки для обозначения места присоединения первой полоски. Все полоски должны быть одинакового размера и увлажнены. Выкладывают их последовательно, заглаживая внутренние швы деревянной стекой, используя шликер и постепенно поворачивая форму.
Каждый кусочек глины прикладывают к основанию, прижимают указательным и большим пальцами и вытягивают стенки вверх. После выполнения нескольких кругов изделие надо немного подсушить, после чего продолжить наращивание стенок.
Этот способ можно применять и при лепке с помощью формы, дно которой с внутренней стороны надо выложить хлопчатобумажной тканью. Затем можно поднимать стенки по спирали , выравнивая их с внутренней стороны.
Спиральная техника представляет собой изготовление изделия из отдельных жгутов. Начинать работу нужно с создания эскиза, потом глину разделяют на одинаковые шарики и изготавливают из них одинаковые по длине и толщине жгуты. Основание сосуда можно сделать из пласта глины или жгута, свернув его по спирали и разгладив его стекой с внутренней стороны. Край основания надо смочить водой.
Кончик жгута срезают по диагонали , чтобы второй слой лег ровно, без излома. Кроме того, соединения жгутов не должны располагаться друг над другом. Каждый жгут необходимо промазать шликером и положить на внешний край предыдущего жгута, после чего стекой осторожно, не повреждая формы изделия, места соединения жгута и основания немного сдавливают. Форму изделию придают, меняя диаметр следующего круга жгутов.
Изготовление предмета происходит в несколько этапов. Через каждые несколько жгутов изделие необходимо подсушивать, чтобы следующие слои не придавили предыдущие. Готовое изделие высушивают
вверх дном. Таким образом, можно изготовить сосуд любой формы.
Если жгуты пересекают хаотично, то стенки сосуда надо выполнять на ровной поверхности и затем соединить их на цилиндре, предварительно покрыв его бумагой.
Сосуд, выполненный в спиральной технике
Ленточным способомизготавливают бочонки, шкатулки, горшки и т. д. Для этого глиняное тесто делят на одинаковые куски, которые раскатывают в жгуты. Затем на стол, покрытый хлопчатобумажной тканью, укладывают деревянные рейки для обозначения границ глиняного пласта. Между ними выкладывают жгуты, раскатывают их в пласт, а затем разрезают на полоски шириной не более 3 см, причем длина каждой должна соответствовать длине окружности основания данного изделия.
Первую полоску укладывают на основание с насечкой так, чтобы ее верхняя сторона смотрела на внешнюю сторону изделия. Вторую полоску присоединяют к концам первой встык. В местах их соединения изнутри делают насечки, после чего на них укладывают жгут и замазывают шов, выравнивая поверхность.
Все следующие полоски выкладывают точно так же, заглаживая места соединения, чтобы их не было видно.
Места соединения жгутов не должны совпадать. Конструкции их полос могут быть разнообразны.
Самыми практичными горшками для цветов считаются те, что изготовлены из красной и темно-желтой глины, так как они более прочные и лучше сохраняют тепло при понижении температуры.
Изготовление панно с помощью ручного оттиска форм.В данном
случае гипсовую форму заполняют глиной путем отщипывания и вдавливания кусочков, после чего верхний слой выравнивают.
После высыхания изделие вынимают из формы и досушивают, как обычно.
Возможные трудности при лепке из глины
При лепке из глины и у детей часто возникают следующие трудности:
нелюбовь к глине как к некрасивому материалу и в виде боязни грязных рук.Чтобы преодолеть это, покажите малышу готовое изделие, полепите с ним бусинки и т. д.;
неправильное положение рук.Например, при скатывании шара ладони нужно держать немного скругленными, а не прямыми, кисть должна сгибаться, иначе шар будет сплюснутым. При выполнении жгута в работе должны участвовать все пальцы, а не одна ладонь. Показывайте малышу все движения и делайте вместе с ним такие же детали;
  • ребенку часто трудно поделить кусок глины на равные части,поэтому надо практиковаться, отщипывая одинаковые кусочки от общей массы глиняного теста; часто дети не могут прочно соединить детали. Для этого надо отработать правильную насечку и промазывание шликером. Показывайте малышу выполнение данного этапа работы, каждый раз напоминая о его важности;
многие дети не любят заглаживать уже готовое изделие- у них на это просто не хватает терпения. Поэтому помогите ребенку удалить появившиеся трещины и шероховатости;
очень часто малыш сразу хочет видеть свое изделие,не дождавшись пока оно высохнет, поэтому надо терпеливо объяснить, что без правильной сушки его поделка не получится.
Кроме того, задание для малышей должно быть интересным и не слишком трудным, а лепить им лучше, глядя на образец или макет, также их увлекает лепка методом отщипывания. Детям постарше можно предложить лепку жгутовым методом. Школьники с удовольствием лепят свистульки.
Источник

Идеи для лепки вазы из глины без гончарного круга можно посмотреть на 1 странице, а декоративные вещички для дома методом тиснения по глине на 2.

Как сделать домик из полимерной глины жми 4 страницу!

1…   2…   3…   4…   

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Shift + Enter или Отправить.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать эти теги HTML: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>